Интервью А.А. Седельникова: часть вторая
Эксклюзивное
интервью с нашим большим другом и ведущим экспертом в сфере
государственно-общественного управления образованием Александром Александровичем
Седельниковым.
Часть вторая
Кто на ваш взгляд,
является самым активным участником в образовательных отношениях?
Есть
известное исследование Гусарова о трех типах позиций родителей в отношении
образования своих детей и в их отношениях к школе. Пока в этом вопросе мало что
изменилось.
Какую роль занимают
учителя и учащиеся? Почему так происходит? Нужно ли (и как) это менять? Какие
практики активного участия учителей и учащихся, может быть, вы знаете?
От
позиций зависят и роли. Кому нужна «камера хранения для детей» - они ее
получают. Кому нужен формальный документ об образовании – они тоже его
получают. Кому нужно именно образование во всех определениях этого объемного термина
– вот они самые неудовлетворённые, но они и самые активные. Но не всегда школы
и педагогические коллективы готовы отвечать их запросам и требованиям и не
всегда готовы отвечать адекватно на их активность. Предельно активная позиция
наиболее активных родителей – семейная форма получения образования. И вот
вокруг этого надо ставить вопросы и проводить исследования. В чем дефициты
педагогов и школ, которые стимулируют семейную форму получения образования?
Должны ли родители
участвовать в оценке качества? Как этот процесс сделать позитивным и
неформальным?
Должны,
если хотят получить качественное образование для своих детей. И позитивным это
участие нельзя сделать на неформальной основе. Но формальная основа есть –
закон об общественном контроле, который позволяет формализовать общественный
родительский контроль качества образования бесплатного, а также есть закон о
защите прав потребителей, который позволяет организовать эффективный
родительский контроль качества дополнительных платных образовательных услуг.
Какие, на ваш взгляд,
есть основные «точки соприкосновения» для сотрудничества школы и родителей
(общественности), социального партнёрства?
Ну,
социальное партнёрство – это термин не для определения смыслов и с содержания взаимодействия
школ с получателями образовательных услуг, как принято теперь называть
образование. Этот термин определяет другие взаимоотношения и взаимодействия
школы и общества. И такие взаимодействия нужны и полезны многопланово. И для
функционирования и для развития школ они полезны, и для воспитания гражданской
позиции и активности обучающихся они тоже полезны. Но эти взаимоотношения и
правоотношения не по линии школа – получатель образования в школе. И там
немного иные правила, процедуры и процессы реализации социального партнерства
школы, как социальной организации с другими социальными организациями,
социальными институтами и физическими лицами.
Есть ли смысл в
общественных советах при органах образования на уровне муниципалитета или
региона? Какие функции они выполняют?
Как меняется их роль?
Общественные
советы при органах управления образованием с муниципального до регионального
уровней управления являются признанными законодательно субъектами общественного
контроля состояния и уровня развития и качества функционирования
территориальных систем образования и отдельных школ. Во взаимодействии с
родителями в лице родительских комитетов (советов родителей) и управляющих
советов общественные советы вполне могут организовать широкий и массовый, можно
сказать тотальный общественный и родительский контроль качества российского
образования и издержек качества управления российским образованием на всех
уровнях – от локального (уровень образовательной отдельной организации), до
муниципального и регионального уровней управления соответственно муниципальными
и региональными системами образования, а далее, очень надеюсь, и выше.
Комментарии
Отправить комментарий