Интервью А.А. Седельникова: часть вторая








Эксклюзивное интервью с нашим большим другом и ведущим экспертом в сфере государственно-общественного управления образованием Александром Александровичем Седельниковым.

Часть вторая

Кто на ваш взгляд, является самым активным участником в образовательных отношениях?

Есть известное исследование Гусарова о трех типах позиций родителей в отношении образования своих детей и в их отношениях к школе. Пока в этом вопросе мало что изменилось.

Какую роль занимают учителя и учащиеся? Почему так происходит? Нужно ли (и как) это менять? Какие практики активного участия учителей и учащихся, может быть, вы знаете?

От позиций зависят и роли. Кому нужна «камера хранения для детей» - они ее получают. Кому нужен формальный документ об образовании – они тоже его получают. Кому нужно именно образование во всех определениях этого объемного термина – вот они самые неудовлетворённые, но они и самые активные. Но не всегда школы и педагогические коллективы готовы отвечать их запросам и требованиям и не всегда готовы отвечать адекватно на их активность. Предельно активная позиция наиболее активных родителей – семейная форма получения образования. И вот вокруг этого надо ставить вопросы и проводить исследования. В чем дефициты педагогов и школ, которые стимулируют семейную форму получения образования?

Должны ли родители участвовать в оценке качества? Как этот процесс сделать позитивным и неформальным?

Должны, если хотят получить качественное образование для своих детей. И позитивным это участие нельзя сделать на неформальной основе. Но формальная основа есть – закон об общественном контроле, который позволяет формализовать общественный родительский контроль качества образования бесплатного, а также есть закон о защите прав потребителей, который позволяет организовать эффективный родительский контроль качества дополнительных платных образовательных услуг.

Какие, на ваш взгляд, есть основные «точки соприкосновения» для сотрудничества школы и родителей (общественности), социального партнёрства?

Ну, социальное партнёрство – это термин не для определения смыслов и с содержания взаимодействия школ с получателями образовательных услуг, как принято теперь называть образование. Этот термин определяет другие взаимоотношения и взаимодействия школы и общества. И такие взаимодействия нужны и полезны многопланово. И для функционирования и для развития школ они полезны, и для воспитания гражданской позиции и активности обучающихся они тоже полезны. Но эти взаимоотношения и правоотношения не по линии школа – получатель образования в школе. И там немного иные правила, процедуры и процессы реализации социального партнерства школы, как социальной организации с другими социальными организациями, социальными институтами и физическими лицами.

Есть ли смысл в общественных советах при органах образования на уровне муниципалитета или региона?  Какие функции они выполняют? Как меняется их роль?

Общественные советы при органах управления образованием с муниципального до регионального уровней управления являются признанными законодательно субъектами общественного контроля состояния и уровня развития и качества функционирования территориальных систем образования и отдельных школ. Во взаимодействии с родителями в лице родительских комитетов (советов родителей) и управляющих советов общественные советы вполне могут организовать широкий и массовый, можно сказать тотальный общественный и родительский контроль качества российского образования и издержек качества управления российским образованием на всех уровнях – от локального (уровень образовательной отдельной организации), до муниципального и регионального уровней управления соответственно муниципальными и региональными системами образования, а далее, очень надеюсь, и выше.  


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Как бывший сотрудник Google создал «школу будущего»

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?