Почему образование Сингапура считают одним из лучших?
«Наш единственный ресурс». Почему образование Сингапура считают одним из лучших?
Его систему стараются копировать. Но у нее есть и обратная сторона
Сингапурcкое школьное образование считается одним из лучших. По итогам последнего исследования
PISA, страна оказалась безусловным лидером – и в грамотности чтения, и в
математике, и в естественных науках (для сравнения – в тестах по
естественным наукам США оказались на 25-м месте, Россия – на 32-м). В
последнем исследовании TIMMS, оценивающем математическое и естественнонаучное образование, школьники из Сингапура также заняли первые места.
Другие страны пытаются перенимать его опыт. Несколько лет назад стало известно,
что в половине британских школ будут преподавать математику по методам,
практикуемым в Сингапуре и других азиатских странах. На подготовку
учителей и выпуск учебников правительство пообещало выделить десятки
миллионов фунтов.
Успех Сингапура – сочетание эффективной системы и
культурной среды, где образование высоко ценится. При этом система не
статична – власти стараются ее развивать. В 2003–2017 годы правительство
Сингапура выделило около $140 млн на исследования в сфере образования. После жалоб на то, что система превращает детей в «роботов», которых оценивают по жестким критериям, власти пытаются сделать ее менее формальной.
Кроме того, успех этой образовательной системы – следствие культуры,
где высока степень конкуренции, а распространенным переживанием
является «киасу» («боязнь проиграть или оказаться отстающим»). Оно
характерно как для детей, так и для родителей, многие из которых – в
дополнение к школьному образованию ребенка – платят за частные уроки.
Критики отмечают, что у детей это может становиться источником стресса, а значительные расходы на обучение в том числе неформальное сдерживают роль образования как «социального лифта».
Сингапур – молодое государство. В прошлом он был британской
колонией, в период Второй мировой войны находился под оккупацией
Японии, позднее некоторое время был частью Малайзии. Полностью
независимым он стал лишь в середине 1960-х годов.
История
страны, уступающей соседям по территории и численности населения,
наложила отпечаток на ее развитие. Постоянный мотив официальной
политики – установка на то, чтобы по максимуму использовать свои
возможности. «Чтобы выжить, надо быть исключительными», – заявлял
премьер-министр Ли Сянь Лун, обращаясь к согражданам. Иначе,
предупреждал он, жители Сингапура рискуют оказаться в ситуации, когда
ими будут «помыкать», а существование государства окажется под угрозой.
Это касалось и образования. Его предшественник Ли Куан Ю, один из авторов «сингапурского экономического чуда», отмечал, что страна «должна развивать свой единственный природный ресурс – население». Для процветания, говорил он, нужно «сообщество с высоким уровнем подготовки и дисциплины».
Образование
(при британском правлении оно было, скорее, роскошью)
стало быстро развиваться. Когда страна получила независимость, примерно половина населения даже не умела читать – но к началу 1980-х годов уровень грамотности вырос примерно до 80%. Доля молодых людей, поступающих в вузы, стала расти. Тогда же, в 1980-е годы, были заложены основы
и новой системы образования – ее создатели изучили прогрессивные методы
и опыт других стран. Они разработали учебные материалы, опираясь, в
частности, на разработки известного американского психолога Джерома
Брунера – например, рекомендацию использовать физические предметы для
объяснения математических категорий.
Система, следуя официальной политике, создавалась с расчетом на
эффективность. Это проявлялось, например, в учебных планах – по
сравнению с теми, которые принято использовать на Западе, отмечает
руководитель департамента образования ОЭСР Андреас Шлейхер, они менее
обширны, но более подробны. «Там [в западных школах] принято учить
многим вещам, но достаточно поверхностно, – говорит он. – Учить математике в Сингапуре – не значит учить всему. Это значит развивать математическое мышление».
При
этом школы могут подталкивать детей к изучению точных наук, ограничивая
стимулы для гуманитарных дисциплин. Директор одной из школ подтвердил,
что такая практика существует, сославшись на «потребности экономики»
(хотя правительство заявляет, что официальной политикой это не
является).
Власти подчеркивают, что школы учат именно тому, что понадобится на рынке труда. В Южной Корее, например, заявлял
премьер-министр Сингапура, больше институтов преподают немецкую
литературу, чем якобы даже в самой Германии. И сколько выпускников по
таким направлениям, рассуждал он, смогут потом найти работу? В
Сингапуре, добавил он, выпускники «устраиваются на работу сразу».
В стране действительно низкая безработица – около 2%. Согласно опросам,
среди выпускников государственных вузов большинство находят работу с
полным графиком в течение полугода (среди выпускников частных вузов доля
меньше – около 50%). По данным на начало 2018 года, эта доля оценивалась почти в 90%. Критики, правда, отмечали,
что опросы дают приближенную картину, не учитывая, что некоторые из
выпускников, например, могут поступить на работу ниже своей
квалификации.
Эффективности подчинена и подготовка учителей. Для них действует
система повышения квалификации (100 часов в год), их уровень
периодически проверяется. Профессия считается престижной. «Стартовые
зарплаты на уровне выше среднего по стране, – писала местная пресса, – способствуют ее привлекательности».
За что критикуют систему? Среди прочего – за раннее разделение детей
по результатам. В начальной школе учителя стремятся к тому, чтобы
материал усвоили все. Но после четвертого класса дети сдают экзамен, по
итогам которого их распределяют по разным школам. Более высокий
результат – попадание в специальную школу с интенсивной подготовкой к
поступлению в университет. Менее высокий – обучение в обычной и менее
престижной. Некоторые жаловались,
что попадание в такую школу может стать «стигмой», и учителя там
уделяют детям меньше внимания. Один из выпускников заявил, что на его
одноклассников смотрели, «как на бесперспективных людей».
С этим
связан и другой аспект. Родители, опасаясь такого сценария, активно
нанимают детям частных преподавателей. Рынок частных уроков в Сингапуре
растет (в 2016 году он превысил 1 млрд сингапурских долларов – около $730 млн). По некоторым оценкам, частные уроки проходят около 70% детей, родители тратят на них сотни и даже тысячи долларов в месяц. Некоторые считают, что в школах учителя повышают сложность материала, исходя из предположения, что все дети в классе занимаются дополнительно.
Для детей это может обернуться
повышенной нагрузкой и стрессом. При этом растущие расходы на
дополнительное обучение, как считает доцент международных отношений из
австралийского университета Флиндерс Майкл Барр, подрывают социальную
роль образования. «Несколько десятков лет назад, – рассуждает
он, – благодаря образованию небогатый человек [в Сингапуре] мог
получить достаточно высокий социальный статус. Теперь такое случается
реже. За частные уроки надо платить. За занятия сверх школьной программы
надо платить. Чтобы иметь достаточно ресурсов для поддержки образования
ребенка, нужно принадлежать минимум к среднему классу».
Власти, отвечая на критику, анонсировали ряд мер, чтобы снизить давление на детей, а также значение, которое придается результатам экзаменов. Но, как отмечает
руководительница одного из центров дополнительного обучения, спрос на
него остается высоким. «Система определяет поведение, – говорит она. – И
у детей, и у родителей это вызывает стресс. Потому что они понимают,
как все работает». Сторонники изменений приводят
в пример Финляндию, где уровень нагрузки у детей гораздо ниже. При этом
она входит в десятку по рейтингам Pisa, а в рейтинге самых счастливых
стран, составленном ООН, заняла первое место. Сингапур занял 34-е.
По материалам Republic.
Комментарии
Отправить комментарий