Как создать лучшую школу?


Как создать лучшую школу. Права человека как основа консерватизма

Без доверия к учителям и экзаменам образовательная система не может развиваться 

Андреас Шляйхер, создатель теста PISA, международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, описал свой опыт в книге «Мировой класс. Как построить школьную систему XXI века» (World Class. How to Build a 21st-Century School System). Книга есть в открытом доступе на сайте ОЭСР.
  • В ходе поездок, связанных с развитием теста PISA, Шляйхер познакомился с системами школьного образования в 70 странах. Он в подробностях изучил изменения в образовательной политике, которые следовали за публикацией результатов теста, за последние 18 лет.
  • Тесты раз в три года проходят 15-летние подростки по трем направлениям – чтение, математика и естественные науки. В первом тестировании, результаты которого были опубликованы в 2001 году, участвовало 28 стран. Сегодня участвуют 90 стран, представляющих 80% глобальной экономики.
  • Важнейшим результатом минувших 18 лет Шлейхер считает то, что школьные системы могут меняться к лучшему даже на небольших промежутках времени.
  • Уровень расходов на школьное образование не имеет критического значения. По достижении накопленных инвестиций в школьную систему на уровне $50 000 на учащегося от 6 до 15 лет результаты перестают зависеть от расходов. Россия перешла этот порог, но показывает результаты ниже среднего по ОЭСР, впрочем выше среднего среди участников со всего мира. Япония, с расходами около $90 000 на учащегося, показывает результаты значительно выше Люксембурга с его почти $190 000 на ученика.
  • Один из ключевых секретов успеха – способность государства сделать профессию учителя привлекательной в финансовом, социальном и интеллектуальном отношении. На результатах PISA сказываются не только высокие зарплаты учителей, но ощущение нужности для общества, признание их заслуг.
  • Шляйхер отмечает одно важное обстоятельство, касающееся России. На протяжении минувших 30 или более лет доверие к результатам экзаменов и научным степеням в стране было утрачено. Без доверия к экзаменам образовательная система не может развиваться. Грамотная и компетентная с образовательной точки зрения организация ЕГЭ позволила в значительной степени восстановить доверие к результатам экзаменов – хвалит Шлейхер российских коллег.
  • Результаты российских школьников по естественным наукам – 32 место из 70; по математической грамотности – 23-е; по читательской грамотности – 26-е. Тройка лидеров по естественным наукам – Сингапур, Япония, Эстония; по математике – Сингапур, Гонконг, Макао; по чтению – Сингапур, Гонконг, Канада. Результаты последнего по времени теста были опубликованы в 2016 году.
Романтическая версия летних школьных каникул – три месяца беззаботного веселья и игр на берегу водоемов. Реальность часто выглядит иначе: работающим родителям приходится придумывать, как занять детей, нагрузка на бюджет сильно возрастает. В Великобритании, к примеру, летом родители еженедельно в среднем тратят $172 на одного ребенка. Кроме того, уровень знаний за время отдыха неизбежно падает.
Различные исследователи сходятся на том, что в среднем за летние каникулы ученики «откатываются» примерно на месяц школьного обучения назад. Это более заметно в случае с математикой и менее – с чтением. Причем объем потери знаний больше у старшеклассников.
 Школьное расписание варьируется от страны к стране, однако в большинстве случаев летние каникулы предусмотрены. Они составляют от 3 недель в Южной Корее до 3 месяцев в США, Италии, Латвии и России. Происхождение каникул туманно, считается, что они – пережиток аграрного прошлого. Летом родителям как никогда требовалась помощь детей с урожаем, впрочем, многие историки считают эту связь не подкрепленной доказательствами.
Очевидно, что летом дети забывают изученный ими материал, говорит профессор социальной психологии Харрис Купер из Университета Дьюка (Северная Каролина). В ходе исследования, в котором приняли участие американские школьники в возрасте от 7 до 15 лет, ученые выявили, что за лето дети в среднем теряют примерно четверть от объема полученных за минувший учебный год знаний. Подобный регресс наблюдается не только в США, но и в Бельгии, Канаде, Германии и других странах – там, где продолжительность летних каникул заметно меньше.

Доходы семьи

Также отмечается, что ⁠снижение уровня навыков чтения зависит от дохода семей. В США ученики ⁠из семей с низкими доходами и с ограниченным доступом к книгам, ⁠музеям, образовательным лагерям и так далее за лето ⁠успевали отстать от сверстников. Дети из семей со средним доходом ⁠демонстрировали, скорее, улучшение своих навыков чтения. ⁠Лето – время года, которое характеризуется наибольшим неравенством, считает Мэтью Боулэй из американской НКО National Summer Learning Association.
Исследование, проведенное в 2007 году в Балтиморе (штат Мэриленд), указывает, что в случае с 14–15-летними подростками из семей разного достатка образовательный разрыв за лето может достичь 66%. В развивающихся странах, считает Бенджамин Пайпер из американского исследовательского института RTI International, дела с этим обстоят еще хуже. В исследовании (2017), одним из авторов которого он выступил, говорится о том, что в африканской республике Малави потери от летнего отдыха у обучающихся по американской программе ликвидации безграмотности составили почти 100% приобретенных ими знаний за весь год. По мнению Пайпера, международные спонсоры, потратившие в 2015 году на обучение африканских детей $1,4 млрд, вообще рискуют потерять свои инвестиции.
Педагоги и ученые беспокоятся, что дети все чаще проводят лето перед экранами телевизоров или своих гаджетов, так как у родителей нет денег на оплату лагерей или других видов досуга. По данным Pew Research Centre, в прошлом году число 16–19-летних подростков, занятых на оплачиваемых летних работах в США, сократилось до трети (в 2000 году их насчитывалось более половины). Впрочем, возможно, некоторую часть молодежи на себя оттянули неоплачиваемые стажировки.

Три решения проблемы

Эксперты предлагают три решения проблемы летних каникул: увеличение времени обучения в школе, равномерное распределение каникул по всему году и госфинансирование летнего досуга для детей.
Первый вариант претворяет в жизнь Южная Корея: в стране самые маленькие летние каникулы и самое продолжительный в мире учебный год. Впрочем, школьникам даже летом не удается отдохнуть – родители записывают их к репетиторам или на курсы подготовки к экзаменам. Однако за свою блестящую успеваемость они платят большую цену: по большей части эти дети несчастны и страдают от большего количества психических проблем по сравнению со своими сверстниками из других развитых стран.
Второй подход – распределение отдыха равными долями в течение всего года. По мнению профессора Купера, 3-месячные каникулы в США устарели и не такой продолжительный вариант «более совместим с современной жизнью в Америке».
Психолог Лора Карстенсен из Стэнфордского Центра изучения долголетия считает, что у людей в наши дни должны быть длительные и медленно развивающиеся карьеры с частыми перерывами на отдых. Возможно, таким же и должен быть учебный год. Некоторые американские школы перешли на годовую модель обучения, заменив 10–12-недельные летние каникулы более короткими периодами отдыха и распределив их на весь год. Результаты академической успеваемости в них были выше и не снижались после каникул.
Впрочем, Мэтью Боулэй сомневается, что призывы изменить график учебы возымеют эффект: мало кто поддерживает полную отмену летних каникул, эта традиция пустила слишком глубокие корни. Он предлагает налогоплательщикам или филантропам оплачивать летний досуг детей – занятия, в ходе которых ребенок мог бы развивать навыки и умения, на которые школа обращает мало внимания. Детям нужно больше учиться, но не обязательно в школах, считает он.
Летние курсы не обязательно должны быть дорогими. Дэвид Куинн из Университета Южной Калифорнии утверждает, что даже такие простые действия, как предоставление материалов для чтения или SMS-напоминания родителям о том, что нужно проследить за тем, чтобы дети читали, могут значительно снизить потерю знаний за лето.
Власти некоторых стран готовы помочь семьям, которые летом сталкиваются с трудностями. Британское Министерство образования, к примеру, недавно объявило о выделении примерно $2,5 млн на программы летнего досуга для детей, а также обеспечение их едой. Венгрия также увеличивает объем продовольственной помощи детям в течение летних каникул, а в США активисты в этом году сорвали попытку правительства полностью перекрыть федеральное финансирование летнего досуга детей.
Стоит отметить, что в целом негативный эффект летних каникул пока еще остается не изученным до конца. Однако доказано, что в плане успеваемости самый эффективный вариант – дополнительные образовательные программы на лето. Эксперты предлагают смешивать в таких летних школах (образовательных лагерях) академическое обучение с рекреационными видами деятельности, а также подбирать для них более профессиональный штат. Впрочем, вне зависимости от выбранной формы летнего образовательного досуга рекомендуется сделать так, чтобы эти обучающие программы не выглядели для учеников наказанием. 

По материалам Republic

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?