Во сколько начинать уроки?
«Чем позже начиналось первое занятие, тем выше были оценки слушателей»
Что будет, если перенести время начала уроков хотя бы на
час?
Тайм-менеджмент – одна из самых навязчивых и в то же время прикладных и
популярных теорий управления. Бесчисленное количество лекций, семинаров и книг
посвящено тому, как важно верно распорядиться единственным невосполнимым
ресурсом. При всем многообразии подходов к управлению временем, их объединяет
общая черта – все они, за редким исключением, ориентированы на взрослых людей. А как насчет времени подростков? Является ли расписание их жизни оптимальным? Или, напротив, подстраивая его под собственный график, мы лишь ломаем биологический ритм и препятствуем успеваемости собственных детей? Ответы на эту вопросы дает Дэниел Пинк, написавший книгу «Таймхакинг» (в оригинале «When. The Scientific Secrets of Perfect Timing»; вышла в издательстве «Альпина Паблишер»). «Часом позже, часом раньше: какая, в сущности, разница?» – иронизирует автор, рассуждая о традиции начинать занятия ни свет ни заря. Что ж, продолжает он, для некоторых учеников это может быть разницей между оконченным и неоконченным средним образованием – не говоря уже о высшем.
В старших классах я 4 года занимался французским языком, однако не помню почти ничего из того, чему меня учили. Но сами по себе уроки французского запомнились одним аспектом, который отчасти может служить оправданием, почему я так и не освоил этот предмет. Французский язык у нас всегда был первым уроком, и занятия у мадемуазель Анли начинались, если не ошибаюсь, в 7:55.
Мы были обычными подростками, пытающимися включить свои мозги до 8 часов утра. В большинстве средних школ отъявленных «сов» загоняют в рамки расписания, созданного для весело щебечущих семилетних «жаворонков». Результатом является хроническое недосыпание тинейджеров со всеми вытекающими для них последствиями. Вот что пишет по этому поводу журнал Pediatrics:
«Подростки, которые спят меньше необходимого, в большей степени подвержены рискам депрессий, суицида и формирования вредных привычек, они также чаще попадают в автомобильные аварии. Имеются научные данные, подтверждающие наличие связи между дефицитом сна и ожирением и ослаблением иммунитета».
Если ученики младшего возраста показывают лучшие результаты, когда экзамены проводятся с самого утра, то у подростков то же самое наблюдается в более позднее время дня. Слишком раннее начало занятий коррелирует с ухудшением оценок и плохими результатами тестирования, особенно по математике и языковым дисциплинам. Более того, согласно результатам исследования, проведенного монреальским Университетом Макгилла и Институтом психического здоровья Дугласа, успеваемость школьников по – догадайтесь, какому предмету? – моему любимому французскому языку в значительной степени зависела от количества и качества сна учащихся.
Массив имеющихся научных данных о наносимом хроническими недосыпами ущербе столь обширен, что в 2014 г. Американская академия педиатрии выступила с программным заявлением, призывающим школы начинать занятия не раньше 8:30. Вскоре свое слово сказали и представители Центров по контролю и профилактике заболеваний, заключившие, что «перенос начала учебного дня в школах на более позднее время повысит успеваемость и улучшит состояние здоровья подростков, что благотворно скажется на всех слоях населения».
Во многих школьных округах прислушались к рекомендациям ученых, вследствие чего достигли впечатляющих результатов. Так, например, социологи изучили данные 9000 учеников из 8 средних школ в штатах Миннесота, Колорадо и Вайоминг за 3 года. Все эти учебные заведения изменили свои расписания так, чтобы учебный день начинался после 8:35, в результате чего в каждой из школ выросла посещаемость и снизилось количество опозданий. Успеваемость учеников по математике, английскому языку, естествознанию и обществоведению улучшилась, и дети теперь демонстрировали более высокие результаты на итоговых тестах. Кроме того, после переноса в одной из школ начала занятий с 7:35 на 8:55, количество ДТП с участием водителей-подростков упало на 70%.
Другое исследование, в котором принимали участие 30 000 учеников из 7 штатов, установило, что спустя 2 года после перехода на более позднее начало учебного дня доля учащихся, окончивших среднюю школу, увеличилась на 11%. Авторы одного из обзоров публикаций на эту тему пришли к заключению о том, что перенос начала занятий на более позднее время способствует «повышению посещаемости, снижению количества опозданий… и улучшению успеваемости». Не менее важно и то, что ученики в этом случае чувствовали себя лучше не только на занятиях в школе, но и во многих других областях своей жизни. В значительном количестве исследований отмечается, что отсрочка начала учебного дня повышает мотивацию, укрепляет эмоциональное здоровье, снижает депрессивные настроения и уменьшает импульсивность.
Интересно, что подобная мера оказывает благотворное воздействие не только на старшеклассников, но и на студентов высших учебных заведений. Так, сдвиг начала учебного дня в Академии военно-воздушных сил США на 50 минут способствовал повышению академической успеваемости: чем позже начиналось первое занятие, тем выше были оценки слушателей. Более того, в журнале Frontiers in Human Neuroscience были опубликованы результаты исследования студентов высших учебных заведений США и Великобритании, авторы которого пришли к выводу, что занятия в университетах не следует начинать ранее 11 часов утра.
Между прочим, это оправданно и с экономической точки зрения. Один экономист, исследовавший систему образования округа Уэйк, штат Северная Каролина, обнаружил, что «1 час отсрочки времени начала учебного дня повышает средний балл стандартных тестов по математике и литературе на 3%», причем эффект этот наиболее выражен среди отстающих учеников. Будучи экономистом, этот ученый также провел сравнительный анализ затрат и выгод, сопряженных с пересмотром расписания. И пришел к выводу: экономический эффект от переноса начала занятий на более поздний срок выше, чем практически от любых других возможных мер. Его точку зрения подтвердил и позднейший анализ, выполненный Брукингским исследовательским институтом.
Тем не менее доводы педиатров всей страны и высокопоставленных чиновников от здравоохранения, равно как и практический опыт школ, изменивших устоявшуюся практику, по большей части игнорируются. На сегодняшний день лишь менее 20% средних школ в США последовали рекомендации Американской академии педиатрии о переносе занятий на время позже 8:30. Учебный день американских подростков стартует в среднем в 8:03, что означает, что в огромном количестве школ уроки начинаются около 7 часов.
Чем объяснить столь упорное сопротивление? Одна из главных причин: более позднее начало учебного дня неудобно взрослым. Администрация будет вынуждена перекраивать расписание школьных автобусов. Родители могут лишиться возможности по дороге на работу завозить детей в школу. Учителям придется дольше задерживаться после занятий. У тренеров может сократиться нагрузка.
Проблема времени начала занятий в школах не нова. Но слишком многие просто отмахиваются от нее, поскольку это проблема из разряда «когда», а не проблема категории «что», вроде вирусов или терроризма. «Часом позже, часом раньше: какая, в сущности, разница?» – вопрошают сорока и пятидесятилетние педагоги. Что же, для некоторых учеников это может быть разницей между оконченным и неоконченным средним образованием. Для других это может обернуться отчаянной борьбой за средний балл и проблемами в изучении математики и языков, что позже повлияет на возможность поступления в университет и выбора достойной работы. А в отдельных случаях эта небольшая разница во времени способна облегчать страдания и даже спасать жизни.
Так что когда начинать, имеет огромное значение. Да, мы не всегда можем контролировать это. Но в данном случае – очень даже можем и, следовательно, обязаны.
По материалам Republic
Комментарии
Отправить комментарий