Гиперопека и социальные сети: как это влияет на детей и подростков?
«Никаких соцсетей – как мне повезло!» Чего лишены современные дети?
Распространенная сейчас гиперопека лишает детей шанса
жить своей жизнью и нести ответственность за поступки
Когда писательница из Нью-Йорка Морган Джеркинс спросила у своих подписчиков в Twitter, какие
воспоминания о детстве они сейчас ценят больше всего, она получила более 400
ответов. Среди них были воспоминания о поездке к дедушке и бабушке, о
велосипедных прогулках после наступления темноты и о том, как здорово было
смотреть по вечерам за светлячками.
Этот вопрос и ответы на него, считают в Quartz, раскрывают правду о
меняющейся природе детства. То, что больше всего ценят люди, чье детство и
юность пришлись на 70-е и 80-е, сегодняшним детям вряд ли знакомо. И речь вовсе
не об аудиокассетах, брюках клеш и боевиках из видеопроката. Как выяснилось,
сегодняшние представители поколения Х (и ранние миллениалы) испытывают
ностальгию по чувству независимости, которое, судя по всему, в XXI веке стало
куда более редким явлением.
Quartz выделил четыре категории воспоминаний людей о наиболее ценном в
детстве:
Свобода и риск
«Возможность гонять на велике вечером, при этом никто из соседей не
интересовался, что я здесь делаю в такое время», – отвечал один из
пользователей Twitter на вопрос Джеркинс. Другие пользователи вспомнили об
отсутствии гиперопеки. Сегодня же у детей куда меньше независимости.
Родители все больше озабочены их (и своей) безопасностью. Так, согласно
одному из исследований, еще в 1971 в Великобритании
году 80% учеников третьих классов ходили в школу без сопровождающих. К 1990
году это число снизилось до 9%, сейчас оно еще меньше. При этом – в зависимости
от законов страны или штата – некоторых родителей могут преследовать в
уголовном порядке, если они оставят детей без надзора. Интересно, что с мая
этого года в штате Юта законодательно разрешено воспитание детей без гиперопеки, то
есть, родителей не обвинят в небрежности, если дети пойдут одни в школу или
будут играть без присмотра.
Детские психологи тревожатся и по поводу того, что дети сегодня часто заняты
то одной, то другой организованной деятельностью (кружки, репетиторы) – и все
время под присмотром взрослых. У них почти нет времени на то, чтобы играть,
экспериментировать и совершать ошибки. Профессор психологии Университета
Сан-Диего Джин Твенге проанализировала четыре масштабных
исследования, в которых приняли участие 7 млн американцев, и пришла к выводу,
что старшеклассники в 2010-х годах вдвое чаще посещали психолога, чем их
сверстники в 1980-х. Твенге считает, что это говорит о том, что они «сильно
страдают».
Это не чисто американская тенденция. В Великобритании количество
тинейджеров, страдающих депрессией, за 20 лет (с 1980 года) увеличилось почти вдвое. Опрос 2016 года выявил, что британские подростки считаются
чуть ли не самыми несчастными в западном мире.
«Мы хотели бы видеть в истории прогресс, но если измерять этот прогресс
психическим здоровьем и счастьем молодежи, то мы движемся назад – как минимум,
к началу 50-х», – считает профессор психологии из Бостонского
колледжа Питер Грэй. По его мнению, дети не могут усвоить важнейшие жизненные
навыки, так как они больше не играют друг с другом.
И это – большая проблема, так как доказано, что независимые и самостоятельные
дети вряд ли будут испытывать тревожность в более зрелом возрасте; у них
намного больше шансов вырасти в самодостаточных взрослых. При гиперопеке
родители лишают детей шанса жить своей жизнью и нести ответственность за свои
действия.
Время с семьей
Многие подписчики Джеркинс в Twitter, вспоминая детство, рассказывали об
общении с родителями, о поездках к дедушке с бабушкой, чей «домик в деревне»
многим стал игровой площадкой. Ученые из Бостонского колледжа обнаружили, что время, проведенное с бабушкой
и дедушкой в детстве, играет большую роль в становлении личности (в частности, поощряет просоциальное поведение у детей), а
также понижает депрессивные симптомы в обеих группах.
Однако современная семья – та, в которой, как
правило, оба родителя работают, устают, испытывают стресс и не находят
достаточно времени на детей, друзей и хобби. 36% американских родителей, из них
63% отцов, согласно опросу Pew Research 2015 года, считают, что слишком мало
времени уделяют детям.
Чтение книг
Чтение, в целом, полезно – как взрослым, так и детям. Оно улучшает математические способности,
грамотность и учебные показатели, в целом. Более того, ученые выяснили:
необязательно читать – само наличие бумажных книг в доме уже положительно
влияет на академическую успеваемость ребенка (особенно это касается детей из
малообразованных и неимущих семей).
Социологи Университета Невады в Рино приводят удивительные цифры: ребенок,
выросший в семье с библиотекой в 500 книг, по образовательному уровню обгоняет,
в среднем, на 3,2 года сверстников, выросших без (или с маленьким количеством)
книг. Также вероятность того, что этот ребенок закончит университет, на 19%
выше, чем у его ровесника, проведшего детство без домашней библиотеки.
Положительное влияние домашней библиотеки сохранилось во всех изученных
социологами 42 странах, но его степень варьировалась в зависимости от богатства
страны, ее культуры и политической системы. Так, в Китае дети владельцев
домашней библиотеки свыше 500 экземпляров, в интеллектуальном развитии обгоняли
лишенных книг детей на 6,6 лет. В Штатах эта цифра составляла 2,4 года.
Сегодняшние подростки читают значительно меньше: в 1984 году чтение не приносило удовольствия 8% 13-летних и 9%
17-летних подростков. Спустя 20 лет эти цифры выросли почти втрое: 22% и 27%.
Жизнь без смартфона и соцсетей
«Никаких соцсетей! Никаких мобильных устройств! Боже, как мне повезло!» –
написал в ответ Джеркинс один из ее подписчиков. Немногие американские дети
могут похвастаться сегодня свободой от постоянного присутствия онлайн. Недавний
опрос Pew Research показал, что у 95% детей есть либо свой
смартфон, либо доступ к нему, а 45% «почти постоянно» находятся в сети. Даже
три года назад (когда Pew проводил предыдущий опрос на эту тему) цифры были
значительно ниже: о почти постоянном присутствии в интернете сообщили лишь 24%
подростков.
Современные дети подвергаются повышенному риску изоляции, депрессии и других
психических проблем, также не стоит забывать об угрозе кибер-травли. Недавнее
исследование выявило обратную связь между тем, сколько
времени подросток проводит в сети и тем, насколько он счастлив. Впрочем,
корреляция не так однозначна. Подростки, проводящие с мобильными телефонами от
1 до 5 часов в неделю, более счастливы, чем те, кто вообще не выходит в сеть и
не пользуется ими. Однако самые несчастливые среди них те, кто проводит в своих
смартфонах более 20 часов в неделю. Самые счастливые подростки, согласно
исследованию – те, кто выше среднего активен в жизни оффлайн и ниже среднего –
в соцсетях.
Сама Морган Джеркинс сообщила Quartz, что лично она благодарна
своим родителям за то, что в детстве у нее были «репетиторы, уроки игры на
флейте, занятия танцами и гимнастикой, регулярные поездки в летние лагеря,
походы с ночевкой, книги, путешествия, частые поездки в Диснейленд – мне очень
повезло».
По материалам Republic
Комментарии
Отправить комментарий