Гиперопека и социальные сети: как это влияет на детей и подростков?



«Никаких соцсетей – как мне повезло!» Чего лишены современные дети?

Распространенная сейчас гиперопека лишает детей шанса жить своей жизнью и нести ответственность за поступки 

Когда писательница из Нью-Йорка Морган Джеркинс спросила у своих подписчиков в Twitter, какие воспоминания о детстве они сейчас ценят больше всего, она получила более 400 ответов. Среди них были воспоминания о поездке к дедушке и бабушке, о велосипедных прогулках после наступления темноты и о том, как здорово было смотреть по вечерам за светлячками.
Этот вопрос и ответы на него, считают в Quartz, раскрывают правду о меняющейся природе детства. То, что больше всего ценят люди, чье детство и юность пришлись на 70-е и 80-е, сегодняшним детям вряд ли знакомо. И речь вовсе не об аудиокассетах, брюках клеш и боевиках из видеопроката. Как выяснилось, сегодняшние представители поколения Х (и ранние миллениалы) испытывают ностальгию по чувству независимости, которое, судя по всему, в XXI веке стало куда более редким явлением.
Quartz выделил четыре категории воспоминаний ⁠людей о наиболее ценном в детстве:

Свобода и риск

«Возможность гонять на велике вечером, при ⁠этом никто из соседей не интересовался, что я здесь ⁠делаю в такое время», – отвечал один из пользователей ⁠Twitter на вопрос Джеркинс. Другие пользователи вспомнили об отсутствии гиперопеки. Сегодня ⁠же у детей куда меньше независимости.
Родители все ⁠больше озабочены их (и своей) безопасностью. Так, согласно одному из исследований, еще в 1971 в Великобритании году 80% учеников третьих классов ходили в школу без сопровождающих. К 1990 году это число снизилось до 9%, сейчас оно еще меньше. При этом – в зависимости от законов страны или штата – некоторых родителей могут преследовать в уголовном порядке, если они оставят детей без надзора. Интересно, что с мая этого года в штате Юта законодательно разрешено воспитание детей без гиперопеки, то есть, родителей не обвинят в небрежности, если дети пойдут одни в школу или будут играть без присмотра.
Детские психологи тревожатся и по поводу того, что дети сегодня часто заняты то одной, то другой организованной деятельностью (кружки, репетиторы) – и все время под присмотром взрослых. У них почти нет времени на то, чтобы играть, экспериментировать и совершать ошибки. Профессор психологии Университета Сан-Диего Джин Твенге проанализировала четыре масштабных исследования, в которых приняли участие 7 млн американцев, и пришла к выводу, что старшеклассники в 2010-х годах вдвое чаще посещали психолога, чем их сверстники в 1980-х. Твенге считает, что это говорит о том, что они «сильно страдают».
Это не чисто американская тенденция. В Великобритании количество тинейджеров, страдающих депрессией, за 20 лет (с 1980 года) увеличилось почти вдвое. Опрос 2016 года выявил, что британские подростки считаются чуть ли не самыми несчастными в западном мире.
«Мы хотели бы видеть в истории прогресс, но если измерять этот прогресс психическим здоровьем и счастьем молодежи, то мы движемся назад – как минимум, к началу 50-х», – считает профессор психологии из Бостонского колледжа Питер Грэй. По его мнению, дети не могут усвоить важнейшие жизненные навыки, так как они больше не играют друг с другом.
И это – большая проблема, так как доказано, что независимые и самостоятельные дети вряд ли будут испытывать тревожность в более зрелом возрасте; у них намного больше шансов вырасти в самодостаточных взрослых. При гиперопеке родители лишают детей шанса жить своей жизнью и нести ответственность за свои действия.

Время с семьей

Многие подписчики Джеркинс в Twitter, вспоминая детство, рассказывали об общении с родителями, о поездках к дедушке с бабушкой, чей «домик в деревне» многим стал игровой площадкой. Ученые из Бостонского колледжа обнаружили, что время, проведенное с бабушкой и дедушкой в детстве, играет большую роль в становлении личности (в частности, поощряет просоциальное поведение у детей), а также понижает депрессивные симптомы в обеих группах.
Однако современная семья – та, в которой, как правило, оба родителя работают, устают, испытывают стресс и не находят достаточно времени на детей, друзей и хобби. 36% американских родителей, из них 63% отцов, согласно опросу Pew Research 2015 года, считают, что слишком мало времени уделяют детям.

Чтение книг

Чтение, в целом, полезно – как взрослым, так и детям. Оно улучшает математические способности, грамотность и учебные показатели, в целом. Более того, ученые выяснили: необязательно читать – само наличие бумажных книг в доме уже положительно влияет на академическую успеваемость ребенка (особенно это касается детей из малообразованных и неимущих семей).
Социологи Университета Невады в Рино приводят удивительные цифры: ребенок, выросший в семье с библиотекой в 500 книг, по образовательному уровню обгоняет, в среднем, на 3,2 года сверстников, выросших без (или с маленьким количеством) книг. Также вероятность того, что этот ребенок закончит университет, на 19% выше, чем у его ровесника, проведшего детство без домашней библиотеки. Положительное влияние домашней библиотеки сохранилось во всех изученных социологами 42 странах, но его степень варьировалась в зависимости от богатства страны, ее культуры и политической системы. Так, в Китае дети владельцев домашней библиотеки свыше 500 экземпляров, в интеллектуальном развитии обгоняли лишенных книг детей на 6,6 лет. В Штатах эта цифра составляла 2,4 года.
Сегодняшние подростки читают значительно меньше: в 1984 году чтение не приносило удовольствия 8% 13-летних и 9% 17-летних подростков. Спустя 20 лет эти цифры выросли почти втрое: 22% и 27%.

Жизнь без смартфона и соцсетей

«Никаких соцсетей! Никаких мобильных устройств! Боже, как мне повезло!» – написал в ответ Джеркинс один из ее подписчиков. Немногие американские дети могут похвастаться сегодня свободой от постоянного присутствия онлайн. Недавний опрос Pew Research показал, что у 95% детей есть либо свой смартфон, либо доступ к нему, а 45% «почти постоянно» находятся в сети. Даже три года назад (когда Pew проводил предыдущий опрос на эту тему) цифры были значительно ниже: о почти постоянном присутствии в интернете сообщили лишь 24% подростков.
Современные дети подвергаются повышенному риску изоляции, депрессии и других психических проблем, также не стоит забывать об угрозе кибер-травли. Недавнее исследование выявило обратную связь между тем, сколько времени подросток проводит в сети и тем, насколько он счастлив. Впрочем, корреляция не так однозначна. Подростки, проводящие с мобильными телефонами от 1 до 5 часов в неделю, более счастливы, чем те, кто вообще не выходит в сеть и не пользуется ими. Однако самые несчастливые среди них те, кто проводит в своих смартфонах более 20 часов в неделю. Самые счастливые подростки, согласно исследованию – те, кто выше среднего активен в жизни оффлайн и ниже среднего – в соцсетях.
Сама Морган Джеркинс сообщила Quartz, что лично она благодарна своим родителям за то, что в детстве у нее были «репетиторы, уроки игры на флейте, занятия танцами и гимнастикой, регулярные поездки в летние лагеря, походы с ночевкой, книги, путешествия, частые поездки в Диснейленд – мне очень повезло».

По материалам Republic

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?