Одинокие дети и подростки: аномалия или следствие?
«Кто бы хотел поменяться местами с этими подростками? Я – точно нет»
Одинокие есть в любой возрастной группе, но больше всего
их среди детей и подростков
«Одиночество
– негативное психическое состояние, когда человек страдает либо от дефицита
социальных отношений, либо от их неудовлетворительного качества. Таким образом,
одиночество – гнетущее ощущение того, что у тебя нет никого, с кем можно
поговорить или кто смог бы, как тебе кажется, понять твои мысли, намерения,
чувства и надежды», – на такой минорной ноте начитается книга «Ноль друзей.
Как помочь ребенку справиться с одиночеством» (вышла в издательстве
«Альпина Паблишер»), написанная финским психологом Нийной Юнттилой.
Авторский текст перемежается в ней цитатами участников опроса, весной 2014 года
проведенного Юнттилой вместе с крупнейшей ежедневной финской газетой Helsingin
Sanomat. В его рамках нескольким тысячам респондентов предложили описать личный
опыт, связанный с одиночеством, и многие из этих людей охотно и откровенно
рассказали о своих школьных переживаниях.
Педагоги в
массе своей стремятся дать ученикам знания, но уделяют мало внимания психологическому
состоянию детей и их социализации. Автор считает это крупным упущением
современного образования и объясняет почему.
В те
времена, когда финская система школьного образования показывала отличные
результаты в тестировании PISA (Programme for International Student Assessment,
международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в форме
теста), но при этом финские школьники, особенно мальчики, опускали финскую
школу на постыдно низкие позиции международных рейтингов комфортности среды
обучения, школу много критиковали за излишний акцент на состязательности и
личном результате в ущерб чувству общности. По сравнению с детьми многих других
стран, наши школьники обладали великолепными знаниями, однако их
социально-эмоциональное самочувствие оставляло желать много лучшего – они
одиноки, ощущают себя в изоляции, их дразнят, и никакого удовлетворения от
пребывания в школе они не испытывают.
На это
отвечали, мол, да что вы, на самом деле детям в школе хорошо, просто у финнов
не принято в этом признаваться. Вроде как для финского ребенка любить свою
школу – стыдно и «некруто». Кто-то делал вывод, что сразу за двумя зайцами –
успехом и благополучием – угнаться невозможно. Или дело, или потеха – а ведь
финны всегда с серьезным выражением лица пробивались сквозь любые препятствия,
вплоть до гранитных скал, как бы мучительно это ни было.
Теперь
ситуация некоторым образом изменилась – результаты Финляндии в PISA год от года
неуклонно снижаются. В свое время успех обеспечили качественное образование
учителей, их высокая рабочая мотивация и великолепное умение учитывать личные
особенности ученика, индивидуализируя и адаптируя обучение под учащегося. На
снижение результатов повлияло, однако, не общее ухудшение системы образования
или качества обучения, как то любят утверждать политики, и, к сожалению, не
растущее благополучие учеников. Напротив, причиной считают плохое
социально-эмоциональное самочувствие детей и подростков, дурное поведение,
неуважение к авторитету, изоляцию от коллектива, отчужденность и безразличие к
собственному будущему. То есть представление, будто достигнуть одновременно
благополучия и успеха невозможно, было, похоже, неверно – или по крайней мере
может получиться так, что мы не достигнем ни того ни другого.
«Одиночество
– не личный выбор, а следствие структурных изменений в обществе. Например, в
1998 г. наша любимая общеобразовательная школа стала куда более “подотчетной”,
и требования к результатам учеников возросли. Значение школы как воспитательной
среды уменьшилось, а направленность обучения на результат, напротив, усилилась.
Результаты хороших учеников еще более улучшились. Но сообщество детей и
подростков стало само определять правила поведения. Дабы понять, что это
означает, не обязательно перечитывать голдинговского “Повелителя мух”.
Поддержка состязательности – вызов равноправию, нормам общности и чувству справедливости.
Атмосферу общности вокруг школы необходимо укреплять, потому что общественная
поддержка школы уже потеряна. Школьный коллектив управляется инструментами
контроля».
К счастью,
факт плохого самочувствия школьников не остался без внимания. В последние годы
в закон о школьном образовании и сопутствующие постановления, в основы
программы школьного образования, в практику специализированного обучения и
другие многочисленные программы и инструкции, касающиеся общеобразовательной
школы, были внесены дополнения, связанные с социально-эмоциональным
самочувствием учеников. Воспитание не может заключаться только в стремлении к
новым знаниям и навыкам, оно должно быть также процессом переживания, когда
человек находит общий язык с различным окружением и, что важнее всего, с самим
собой. Если человек сам себя не устраивает и не может взаимодействовать с
собой, ему крайне сложно взаимодействовать с другими. Разнообразные правила в
отношении детей и молодежи все больше учитывают фактор психического здоровья и
его разнообразных составляющих. И это здорово.
«В детстве я
был довольно одинок. Наверное, как-то очень сильно отличался от сверстников. Я
научился читать в 4 года, и меня интересовали в числе прочего космос, история и
всякие научные вопросы, а потом, когда я пошел в школу, я увидел непонятных,
шумных и несерьезных товарищей. Я считал их странными, а уж они-то и подавно
считали меня чудаком. Я, возможно, и не хотел дружить ни с кем из них, но
всегда надеялся, что могу спокойно думать о своем, стоя в сторонке. Но я
надеялся зря, потому что на перемене они окружали меня и начинали дразниться. Я
даже и не думал огорчаться отсутствию приятелей, расстраивало только то, что от
меня никак не отстанут. Поэтому я желаю, чтобы дисциплина и надзор в школе были
жестче. Я считал и до сих пор считаю безнадежным делом уговаривать детей
добровольно отказываться от звериных инстинктов, которые заставляют их
отвергать непохожих на себя, – у детей еще не настолько развиты эмпатия и
контроль поведения, как у взрослых людей, например, в трудовом коллективе.
Поэтому я считаю, что раз уж детей приходится объединять в школе в большие
группы, то возможности изолировать человека из-за того, что он чем-то
выделяется, быть не должно».
Несколько
лет назад по просьбе Министерства образования Финляндии мы составили отчет о
том, как люди, ответственные за принятие политических решений, организаторы
обучения, директора, преподаватели, родители и сами ученики видят ситуацию со
школьным образованием и мероприятия, необходимые для его усовершенствования.
Один из
самых существенных вопросов состоял в том, как развивать школьное образование,
чтобы оно успешнее решало те задачи, что ставит перед детьми и подростками день
сегодняшний.
Мало кто из
опрошенных высказался в пользу увеличения объема учебных материалов, количества
информации или же поддержки соревновательного духа. Никто не счел важным, чтобы
наши дети и подростки получали больше знаний об исторических трудах и событиях,
главных вопросах вселенной (если, конечно, одиночество, чувство подавленности и
постоянное плохое самочувствие не относятся к таковым) и ранних этапах
эволюции. Против всяких ожиданий респонденты были убеждены, что следует уделять
больше внимания благополучию учеников, их житейским навыкам, социальным связям,
умению общаться и другим подобным «несерьезным» вещам. Ниже я приведу в
качестве примера несколько цитат, описывающих те знания и навыки, которые, по
мнению различных респондентов, окажутся необходимы школьникам в будущем.
Организаторы
образовательного процесса (например, руководители муниципальных комитетов школьного образования и
просвещения): «Навыки расширения контактов и социальные навыки в целом».
Директора
школ: «Широкий
спектр навыков общения; навыки восприятия различий должны быть включены в
учебную программу на всех уровнях». «Широкая образованность. Повседневное
взаимодействие и акцент на работу в группе».
Преподаватели: «Необходимо придавать большое
значение житейским навыкам. Все родители и все учителя, конечно же, понимают,
что нужно освоить цифры, буквы и навыки письма, но следует зафиксировать, что
уверенность в себе у ребенка нужно поддерживать при каждом удобном случае.
Ежедневно – позитивные, ободряющие отзывы; помимо самостоятельности – умение
договариваться, навыки отношений с людьми, навыки разрешения противоречий,
умение противостоять тем, кто дразнит, и прекращать это, упорство… Вот что
должно быть в программе обучения, чтобы мы, учителя, не забывали, что здесь
самое главное!»
Родители: «Нужно больше учить детей
принимать во внимание других людей и иным социальным навыкам. Преподавание
предметов наверняка ведется качественно, но, как мне кажется, нужно больше
думать о том, что в школе учат для того, чтобы легче было идти по жизни». «Чтобы
учили не предметам, а учеников».
Последнее
процитированное мною родительское высказывание – мое любимое: «Чтобы учили не
предметам, а учеников». Чтобы не учили математику (которая как наука за тысячи
лет и так основательно продвинулась вперед), а обучали бы того маленького
школьника, который математику не знает и который в данный конкретный момент,
возможно, еще не способен на ней сосредоточиться – или ему вообще все равно,
что это за теорема Пифагора и для чего она пригодится ему в будущем, если у него
в голове крутятся те гадости, которые он услышал о себе на перемене.
«Одиночество
меня пугает, потому что оно напоминает мне о детстве, когда я от него чуть не
умер. В младшей школе я вечно был один, никто не хотел со мной дружить, потому
что я был не такой, как все. На каждой перемене я мялся возле колонны, пока
другие дети играли вместе, и в горле у меня был комок. Меня начали дразнить.
Обзывались, толкали, шарили в моих вещах. Я всегда был один: сидел дома за
компом или гулял в лесу. В итоге у меня началась депрессия, я перестал есть и
был готов покончить с собой».
Таким
образом, благополучие детей поддерживается на уровне системы и инструкций, то
есть все вроде бы должно быть хорошо. Дети и подростки получают помощь сразу, и
ее оказывают до тех пор, пока школьник не начинает справляться самостоятельно.
Не правда ли? В реальности ответ, разумеется, «нет». У нас далеко не все в
порядке, слишком много детей и подростков чувствуют себя плохо, помощи подчас
не добиться, даже если попросишь, и каждый раз, когда сокращают бюджет, больше
всего экономят на детях и подростках.
«Мне снова
пришлось поставить телефон на зарядку, и я начал думать, зачем я вообще это
делаю. Я посмотрел список звонков, и в нем не было ни одного номера. С другой
стороны, звонки запоминаются только за 60 дней. Потом я посмотрел сообщения.
Последнее пришло 13.02.2013 (а сегодня 29.07.2013). И то это было какое-то
предложение от Sonera: что одинокому вообще делать с телефоном? Все равно никто
не позвонит, так что я вполне могу от него избавиться».
Среди наших
школьников доля испытавших более или менее продолжительное одиночество
составляет 10–20%. Да, практически каждый пятый в какой-то момент подавлен и
скверно себя чувствует из-за того, что у него нет никого, кто бы его выслушал,
кому можно было бы довериться и с кем можно было бы поделиться, потрепаться или
просто побродить по городу, сварить кофе или сравнить на переменке впечатления
от консольных игр. Одинокие есть в любой возрастной группе, однако больше всего
одиночества среди детей и подростков (в данном случае оно имеет особо тяжелые
последствия). Следующий пик одиночества – уже среди людей пожилого возраста.
Под «плохим
самочувствием», связанным с одиночеством, я подразумеваю не какую-то ерунду, на
которую и жаловаться-то не стоит, а реальные и жестокие душевные страдания,
которые мешают жить обычной жизнью. То же самое имеют в виду и сами одинокие.
Ниже приведены описания этого ощущения, сделанные одинокими детьми и
подростками.
«Мне не с
кем поговорить. Меня обзывают, дразнят, и ощущение такое, будто всем все равно.
Меня все ненавидят. Иногда мне кажется, что я не хочу жить. Я не могу так жить.
На меня никто не хочет смотреть. Я в этом мире как привидение, никто не будет
по мне тосковать». (Девочка, 11 лет, описание.)
«Если бы я
мог выбирать, то я бы предпочел, чтобы кто-то меня бил, но при этом у меня был
бы какой- нибудь друг, чем то, что меня вообще никто не заме- чает. Я думаю,
что мои одноклассники даже имени моего не помнят. Так уж вышло». (Мальчик, 12
лет, интервью.)
Одиноким
взрослеющим подросткам не легче. В рамках сетевого опроса, проведенного
Обществом психического здоровья Финляндии в 2013 г., подростки делятся своим
опытом одиночества:
«Отчужденность,
ненужность. Это означает, что рядом нет никого, кто с тобой делится. Ни друзей,
ни родных, никого».«Это жуть, когда ты чувствуешь, что ты безразличен всем на
свете и что твое существование не имеет никакого смысла».
Кто бы хотел
поменяться местами с этими подростками? Я – точно нет. В состоянии одиночества
больше всего боли причиняет именно это чувство никчемности, несуществования и
отчужденности. Печальные последствия одиночества – как социального, так и
эмоционального – в жизни подростков могут проявляться сразу или в течение
долгого периода времени, и нередко их уже невозможно нейтрализовать.
По материалам Republic
Комментарии
Отправить комментарий