Трудный выбор. Зачем в школе нужно учить принимать решения






Этому обучают в университетах и бизнес-школах, но почему не в более юном возрасте? 


Если посмотреть на школьную программу большинства стран мира (или можно вспомнить свою), то количество изучаемых дисциплин поражает. Школьникам преподают алгебру, геометрию, химию, биологию, физику, историю, литературу, языки. Но оказывается, что этого все равно недостаточно (а что-то, может, и вовсе не нужно). Родители хотят, чтобы обучение выходило за школьную программу и уделяло внимание некогнитивным навыкам, которые могли бы пригодиться детям в жизни. Например, социальным навыкам или тому, как вести себя на людях.

Есть также проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся во взрослой жизни, но никому не приходит в голову готовить к ним в школе. Одна из них – принятие решений. Всего неделю назад глава Сбербанка Герман Греф жаловался, что в России этому почти нигде не учат. Как признался Греф, в кулуарах ему пришлось просить замминистра науки и высшего образования внедрить во все высшие учебные заведениях (по-хорошему, говорил Греф, и во все школы) науку о принятии решений. «Что такое успех? Это общее количество удачных решений к общему числу решений, которые вы когда-либо принимали», – говорил он, очевидно перефразировав афоризм Альбера Камю.

Писатель Стивен Джонсон описывает ⁠в своей книге Farsighted схожие переживания: проанализировав свою школьную программу, он осознал, что ⁠учеба имела мало общего с реальной жизнью. «За все ⁠эти годы в школе я ни разу не ходил ⁠на занятия, где бы рассказывалось, как принимать сложные решения. И это ⁠несмотря на то, что умение принимать ⁠глубоко продуманные и креативные решения – навык, который применим к любому аспекту нашей жизни: дома, в семье, на выборах, в управлении месячным бюджетом или планировании выхода на пенсию», – пишет он.

Курсы по принятию решений, считает Джонсон, не должны основываться на различных экспериментах, связанных с социальной психологией. Для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно обучиться технике, то есть определенному набору шагов, которые подразумевают знакомство с проблемой, ее изучение и взвешивание всех возможных решений. История показывает, что это самый лучший путь к принятию решений. Достаточно вспомнить спецоперацию, в результате которой в Пакистане был убит Усама бин Ладен. Она была результатом принятия не одного сложного решения группой людей, которые отвечали за разработку стратегий. У них есть чему поучиться – с помощью подобных техник можно анализировать выбор, сделанный в обычной мирной жизни, или же оценивать то, какие решения принимают остальные люди. 

Разумеется, принятию решений учат – во многих бизнес-школах существуют курсы по этой теме (в INSEAD, например, этому направлению посвящена работа целого исследовательского подразделения). Со средним образованием дела обстоят хуже, хотя удачные примеры встретить можно. В спецшколе «Бенсон», которая находится в Омахе (США), школьникам преподают науку о принятии решений. Когда дело доходит до практики, то в группах они следуют шести шагам, чтобы сделать правильный выбор. Обсуждение начинается с постановки проблемы, затем они анализируют последствия, рассматривают различные варианты решения, проводят исследования, чтобы собрать нужную для вывода информацию, проверяют, используют ли они убедительную аргументацию для вывода, и в конце делают нужный выбор. 

Например, в качестве задания учащимся школы предложили решить, как лучше рассказывать школьникам об ожирении. Разные группы после длительных обсуждений решили действовать по-разному. Одна рассказала о проблеме через игру, другая – через спортивное соревнование. В каждом из этих случаев группам приходилось взвешивать плюсы и минусы каждого из подходов и выбирать самый, по их мнению, рациональный.

Еще один пример – ученики обсуждали ущемление прав темнокожих в США и выбирали действия, которые бы они совершали в знак протеста. Ограничений не было – можно было пойти по пути мирного сопротивления (митинги, письма властям) или же взять в руки оружие. Школьники решили выбрать ненасильственный протест. После чего им рассказывали, что на самом деле происходило во второй половине XX века, и об одном из лидеров за права темнокожих в США Малькольме Иксе. 

Джонсон отмечает, что внедрение науки о принятии решений в школе поможет «зажечь интерес» учеников к сферам, которые часто кажутся неинтересными из-за того, что оказываются в рамках преподаваемых дисциплин. Пример курсов в школе в Омахе наглядно это демонстрирует – в первом случае детям пришлось дополнительно уделять внимание биологии, во втором – истории.

По мнению писателя, идеальное обучение принятию решений состояло бы из изучения моральной философии, поведенческой экономики, теории вероятности, неврологии, информатики и литературы. За время этого курса ученики должны научиться разрабатывать план решения, составлять список «за» и «против», понять, что информацией необходимо делиться, а также то, что для сложного выбора иногда следует выходить за рамки привычной логики. «Неважно, что вы делаете в своей жизни, неважно, какую карьеру выберете. Умение делать правильный выбор, когда это необходимо, – навык, который послужит вам всю вашу взрослую жизнь», – считает Джонсон.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?