Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом






Не считая китайцев, российские школьники – самые загруженные в мире дети. Что это им дает?



Как ранее советское, российское школьное образование считается сравнительно хорошим и основательным. Находясь чуть ниже среднего уровня ОЭСР, согласно данным PISA за 2015 год, качество школьной подготовки в РФ оценивается выше, чем в Италии, Израиле, Венгрии и еще нескольких десятках из 72 стран, охваченных исследованием.

Но задумаемся, какой ценой достигнут этот средний показатель. Та же PISA (запущенная ОЭСР программа оценки образовательных достижений учащихся) время от времени делает любопытные замеры времени, затрачиваемого школьниками в разных странах на учебу после уроков.

Глядя на позицию РФ в этом рейтинге, невольно задаешься вопросом: оправданна ли такая нагрузка на учеников? Почему, заставляя детей столько учиться, Россия в итоге плетется в хвосте у образовательных систем Канады, Японии или Финляндии, где школьники тратят на учебу несоизмеримо меньшую часть своего детства?

Исследование PISA пятилетней давности – самое ⁠свежее в настоящий момент – зафиксировало почти рекордную интенсивность обучения российских ⁠учащихся за пределами школы. Почти – потому что опережает ⁠Россию только Китай (точнее, Шанхай, взаимодействующий с ОЭСР и потому вошедший в исследование). 15-летний ученик обычной российской школы немногим менее чем 10 часов в неделю тратит на домашнее задание – и это лишь в два с половиной раза меньше времени занятий в самой школе (26 часов в неделю). 

Как ⁠к этому относиться? Как к демонстрации архаичных черт, присущих системе образования, считают критики ⁠домашнего задания. В XXI веке его задают, потому ⁠что учителя плохо понимают природу обучения, убежден Алфи Кон, известный психолог и исследователь, изложивший свои аргументы в книге «The Homework Myth. Why Our Kids Get Too Much of a Bad Thing».

Разумеется, работники российского образования с таким мнением решительно не согласятся. Здесь продолжают верить в преимущества плотного графика и мыслить количеством, переходящим в качество. Представления государства о современной школе нередко сводится именно к темпу усвоения материала, нарастающего под стать скорости перемен, происходящих вокруг. И, кажется, этому курсу на ускорение не в силах противостоять никакие ограничения, включая санитарно-гигиенические.

Тем временем методы форсированного обучения, вынуждающие детей жить в цейтноте и засыпать с учебниками, все хуже сочетаются с новым пониманием процесса – более плавного, щадящего, побуждающего к критическому мышлению и творческому развитию. Традиционные программы, в основе которых усвоение дисциплин, последние двадцать лет критикуют как слишком «теоретические, устаревшие и перегруженные», отмечается в глобальном докладе UNESCO. Тенденция современного образования в мире в том, чтобы добиваться вовлеченности детей и закреплять знания посредством впечатлений.

Эксперты призывают не перегружать детей знаниями – в школе, дома и на развивающих курсах – в надежде, что в будущем этот неподъемный багаж приведет их к успеху. Образование – не IT-индустрия и не может развиваться по закону Мура. «Бессмысленно соперничать с компьютером, он все равно будет умнее человека, так же, как автомобиль всегда будет быстрее самого быстрого бегуна. Если мы по-прежнему будем учить детей тому, как лучше запоминать и быстрее считать, в будущем у них будут гарантированные проблемы с работой», – утверждает глава Alibaba Джек Ма, как известно, в прошлом школьный учитель.
Альтернатива безработице – перспектива хронических переработок, о которой предупреждает Алфи Кон: «Чем больше мы будем полагаться на устаревшие догмы вроде “больше времени на задания – лучше результат” или народную мудрость а-ля “повторение мать учения”, тем выше вероятность, что нашим детям в будущем придется вкалывать по две смены». А этого бы точно не хотелось.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?