Почему отстает российское образование?








Перед началом учебного года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил улучшить качество российского общего образования до уровня десятка стран-лидеров за шесть лет. Для этого предстоит создать «единое пространство для непрерывного образования». Тезис о «едином пространстве» любит употреблять нынешний министр просвещения (ранее министр образования и науки) Ольга Васильева – год назад Минобрнауки решило сделать российскую школьную систему более централизованной (в частности, отнять школы у муниципалитетов), и тогда это подавалось под флагом «единого образовательного пространства», включающего в том числе унификацию учебных материалов. Год спустя речь идет о том же. Создание единого образовательного пространства в российских условиях выглядит гораздо более сложной задачей, чем централизация – но именно централизация помешает выполнить поручение премьера. 

В централизованной школьной системе на региональном или даже федеральном уровне принимаются решения не только о финансировании, но и о программе, базовых методах обучения и многих других функциональных деталях. Необходимость преобразований в такой системе сначала должна быть воспринята на самом верху, затем разработан план реформ и доведен до исполнителей в образовательных учреждениях. 
Горизонтальные механизмы распространения инноваций, например, через профессиональные ассоциации и конференции учителей, в централизованной системе работают намного хуже или не работают вообще. Однако проблема не только в плохой коммуникации.

Как правильно скопировать

Догнать передовые ⁠страны нередко предполагается за счет копирования их систем, что само ⁠по себе отнюдь не плохо. Можно вспомнить недавние ⁠примеры таких попыток в высшем образовании. Это и присоединение ⁠России к Болонской системе, и усиление роли науки в исследовательских университетах, в том числе ⁠в рамках программы 5–100. Допустим, такой подход будет применен и к развитию школьной системы.
Например, в некоторой догоняющей ⁠стране за образец вполне может быть взята образовательная система Финляндии. Судя по результатам международного теста PISA, который регулярно проводит ОЭСР среди 15-летних школьников, Финляндия – один из мировых лидеров в школьном образовании. Однако копирование ее системы, безусловно современной и эффективной, будет означать копирование состояния – то есть сегодняшних достижений. Предположим, что между состоянием некоторой догоняющей и финской школьной систем большая дистанция. Для догоняющей экономики в таком случае более важно понимание того, каким образом Финляндия достигла сегодняшнего состояния. При этом далеко не все, что делалось финнами, может быть задействовано в отстающей системе.
Это утверждение можно проиллюстрировать при помощи двух воображаемых путешествий из Москвы в Санкт-Петербург. Допустим, первое должно состояться в 2018 году. Сегодня эта задача – абсолютно рутинная. Можно полететь на самолете, поехать на поезде, автобусе или автомобиле. Задача во многом роботизирована, основные ее шаги – вызов такси до вокзала или аэропорта, билет на поезд или самолет, бронирование отеля и т.д. – можно выполнить через соответствующие приложения, не выходя из дома. В развитой транспортной системе существуют шаблонные способы решения задачи переезда из одного города в другой, их можно применять неоднократно с одинаковым результатом.
Теперь давайте перенесемся в конец XII века нашей эры, когда Москва уже существовала, а до основания Санкт-Петербурга было больше 500 лет. Путешественникам, желающим побывать на берегу нынешнего Финского залива, пришлось бы идти пешком, медленно, осторожно, преодолевая множество опасностей и трудностей. Они должны были бы останавливаться, отмечая пройденный путь, анализируя результаты и допущенные ошибки, и много плутать, прежде чем выйти к цели.
Эта метафора из книги Мэтта Эндрюса, Ланта Притчетта и Майкла Вулкока, посвященной реформированию госуправления, неплохо подходит в нашем случае. Копирование лидирующей системы образования скорее всего даст эффект там, где уже есть большинство необходимых ингредиентов. Таких, как квалифицированный и мотивированный учительский корпус, оснащенные современные школы, мотивированные к учебе школьники и т.д. В таких системах копирование передового опыта является во многом рутинной задачей, решение которой относительно просто. Возможно, школам не хватает какой-то передовой аппаратуры, тогда ее надо купить и установить. Или им не хватает каких-то методик обучения, которые готов воспринять хорошо подготовленный и мотивированный учительский корпус. Или недостает административных решений, которым можно обучить директоров. В такой ситуации действительно хватит серии поездок групп директоров, учителей и чиновников в Хельсинки для копирования недостающих решений и последующего их внедрения в стране-реципиенте.
Но вряд ли эти решения будут работать в глубоко отстающей школьной системе, где не только не хватает аппаратуры, но повсеместно распространены невысокие зарплаты, коррумпированная администрация, немотивированный и плохо подготовленный учительский корпус, не имеющие интереса и времени для учебы школьники. Таким школам потребуется много лет для сокращения дистанции до передовой образовательной системы.

Как сделать самим

На самом деле едва ли в мире существует как переходная, так и зрелая школьная система, которая могла бы служить идеальным образцом, шаблоном для копирования. Как и в случае с путешествием в XII веке из Москвы в сторону будущего Санкт-Петербурга, решение будет состоять из множества экспериментов, тщательного анализа сделанных шагов и их документирования, признания ошибок и отмены некоторых решений.
Такой процесс едва ли можно организовать в централизованной системе. Если придумывать эксперименты в министерских кабинетах и отправлять их для исполнения в школы, результаты будут плохие, а школы скоро устанут от бесконечных реформ.
Пример – объединение московских школ в образовательные комплексы, точные результаты которого сложно отследить из-за отсутствия открытых данных, но экспертные оценки указывают на посредственность предварительных итогов этого преобразования. Такой реформе должен был предшествовать многолетний подготовительный экспериментальный период с большими группами школ, функционирующими в рамках традиционной и альтернативной моделей для возможности сравнения результатов. Однако такой эксперимент не был проведен.
Эксперименты лучше организовывать в децентрализованной системе. Совершенно необязательно, чтобы эта система была частной. Она может оставаться и государственной, но государству в ней стоит ограничиться выполнением лишь некоторых функций, например, финансирования, измерения результатов и анализа данных о функционировании системы.
Даже в системе с недостаточно подготовленными и мотивированными учителями найдется достаточно таких, кто знаком с передовыми методиками, способен проявить изобретательность и прекрасно знает свой предмет. Среди директорского корпуса наверняка отыщется не одна сотня квалифицированных и способных администраторов. В децентрализованной системе они смогут применить свои методы, потому что поговорить о них с директором и получить от него одобрение намного проще, чем с региональным или тем более федеральным министром образования. В централизованной системе их предложения могут быть услышаны только случайно.
Чиновникам нужно лишь правильно измерять и анализировать результаты деятельности школ, а также публиковать детальную статистику, чтобы снизить уровень коррупции при распределении финансов. Допустим, школа получает высокие баллы. Но кто ее ученики? Дети из хорошо образованных и состоятельных семей? Тогда, возможно, добавленная стоимость от обучения в этой школе не так велика, как кажется на первый взгляд. Или же это дети не из самых богатых семей с посредственно образованными родителями? Тогда опыт этой школы заслуживает внимательнейшего изучения и, возможно, тиражирования – в виде методик и семинаров. Впрочем, и тиражирование может произойти самостоятельно, если отстающие школы мотивированы перенимать успешный опыт и обмениваются им при помощи конференций в рамках профессиональных ассоциаций. В децентрализованной системе власть является скорее партнером школ, а не начальником.
Проблема, однако, в том, что далеко не всякая школьная система готова допустить серьезную децентрализацию. Ведь школа нередко выполняет идеологические функции. Например, в школах могут учить лояльности стране, религии или политическому режиму. Власти нередко опасаются делегировать эти функции на места. И если идеологические функции образовательной системы для государства важны, оно будет стараться сохранить вертикаль и проводить реформы сверху вниз.
Смотри сказку сначала. 

Автор: Иван Любимов (по материалам Republic)




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?