Почему отстает российское образование?
Перед началом учебного года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил улучшить качество российского общего
образования до уровня десятка стран-лидеров за шесть лет. Для этого предстоит
создать «единое пространство для непрерывного образования». Тезис о «едином
пространстве» любит употреблять нынешний министр просвещения (ранее министр
образования и науки) Ольга Васильева – год назад Минобрнауки решило сделать
российскую школьную систему более централизованной (в частности, отнять школы у муниципалитетов), и тогда это подавалось под флагом «единого
образовательного пространства», включающего в том числе унификацию учебных
материалов. Год спустя речь идет
о том же. Создание единого образовательного пространства в российских условиях
выглядит гораздо более сложной задачей, чем централизация – но именно
централизация помешает выполнить поручение премьера.
В централизованной школьной системе на региональном или даже федеральном
уровне принимаются решения не только о финансировании, но и о программе,
базовых методах обучения и многих других функциональных деталях. Необходимость
преобразований в такой системе сначала должна быть воспринята на самом верху,
затем разработан план реформ и доведен до исполнителей в образовательных
учреждениях.
Горизонтальные механизмы распространения инноваций, например,
через профессиональные ассоциации и конференции учителей, в централизованной
системе работают намного хуже или не работают вообще. Однако проблема не только
в плохой коммуникации.
Как правильно скопировать
Догнать передовые страны нередко предполагается за счет копирования их
систем, что само по себе отнюдь не плохо. Можно вспомнить недавние примеры
таких попыток в высшем образовании. Это и присоединение России к Болонской
системе, и усиление роли науки в исследовательских университетах, в том числе
в рамках программы 5–100. Допустим, такой подход будет применен
и к развитию школьной системы.
Например, в некоторой догоняющей стране за образец вполне может быть взята
образовательная система Финляндии. Судя по результатам международного теста
PISA, который регулярно проводит ОЭСР среди 15-летних школьников, Финляндия –
один из мировых лидеров в школьном образовании. Однако копирование ее системы,
безусловно современной и эффективной, будет означать копирование состояния – то
есть сегодняшних достижений. Предположим, что между состоянием некоторой
догоняющей и финской школьной систем большая дистанция. Для догоняющей экономики
в таком случае более важно понимание того, каким образом Финляндия достигла
сегодняшнего состояния. При этом далеко не все, что делалось финнами, может
быть задействовано в отстающей системе.
Это утверждение можно проиллюстрировать при помощи двух воображаемых
путешествий из Москвы в Санкт-Петербург. Допустим, первое должно состояться в
2018 году. Сегодня эта задача – абсолютно рутинная. Можно полететь на самолете,
поехать на поезде, автобусе или автомобиле. Задача во многом роботизирована,
основные ее шаги – вызов такси до вокзала или аэропорта, билет на поезд или
самолет, бронирование отеля и т.д. – можно выполнить через соответствующие
приложения, не выходя из дома. В развитой транспортной системе существуют
шаблонные способы решения задачи переезда из одного города в другой, их можно
применять неоднократно с одинаковым результатом.
Теперь давайте перенесемся в конец XII века нашей эры, когда Москва уже
существовала, а до основания Санкт-Петербурга было больше 500 лет.
Путешественникам, желающим побывать на берегу нынешнего Финского залива,
пришлось бы идти пешком, медленно, осторожно, преодолевая множество опасностей
и трудностей. Они должны были бы останавливаться, отмечая пройденный путь,
анализируя результаты и допущенные ошибки, и много плутать, прежде чем выйти к
цели.
Эта метафора из книги Мэтта Эндрюса, Ланта Притчетта и Майкла
Вулкока, посвященной реформированию госуправления, неплохо подходит в нашем
случае. Копирование лидирующей системы образования скорее всего даст эффект
там, где уже есть большинство необходимых ингредиентов. Таких, как
квалифицированный и мотивированный учительский корпус, оснащенные современные
школы, мотивированные к учебе школьники и т.д. В таких системах копирование
передового опыта является во многом рутинной задачей, решение которой
относительно просто. Возможно, школам не хватает какой-то передовой аппаратуры,
тогда ее надо купить и установить. Или им не хватает каких-то методик обучения,
которые готов воспринять хорошо подготовленный и мотивированный учительский
корпус. Или недостает административных решений, которым можно обучить
директоров. В такой ситуации действительно хватит серии поездок групп
директоров, учителей и чиновников в Хельсинки для копирования недостающих
решений и последующего их внедрения в стране-реципиенте.
Но вряд ли эти решения будут работать в глубоко отстающей школьной системе,
где не только не хватает аппаратуры, но повсеместно распространены невысокие
зарплаты, коррумпированная администрация, немотивированный и плохо
подготовленный учительский корпус, не имеющие интереса и времени для учебы
школьники. Таким школам потребуется много лет для сокращения дистанции до
передовой образовательной системы.
Как сделать самим
На самом деле едва ли в мире существует как переходная, так и зрелая
школьная система, которая могла бы служить идеальным образцом, шаблоном для
копирования. Как и в случае с путешествием в XII веке из Москвы в сторону
будущего Санкт-Петербурга, решение будет состоять из множества экспериментов,
тщательного анализа сделанных шагов и их документирования, признания ошибок и
отмены некоторых решений.
Такой процесс едва ли можно организовать в централизованной системе. Если
придумывать эксперименты в министерских кабинетах и отправлять их для
исполнения в школы, результаты будут плохие, а школы скоро устанут от
бесконечных реформ.
Пример – объединение московских школ в образовательные комплексы, точные
результаты которого сложно отследить из-за отсутствия открытых данных, но
экспертные оценки указывают
на посредственность предварительных итогов этого преобразования. Такой реформе
должен был предшествовать многолетний подготовительный экспериментальный период
с большими группами школ, функционирующими в рамках традиционной и
альтернативной моделей для возможности сравнения результатов. Однако такой
эксперимент не был проведен.
Эксперименты лучше организовывать в децентрализованной системе. Совершенно
необязательно, чтобы эта система была частной. Она может оставаться и
государственной, но государству в ней стоит ограничиться выполнением лишь
некоторых функций, например, финансирования, измерения результатов и анализа
данных о функционировании системы.
Даже в системе с недостаточно подготовленными и мотивированными учителями
найдется достаточно таких, кто знаком с передовыми методиками, способен
проявить изобретательность и прекрасно знает свой предмет. Среди директорского
корпуса наверняка отыщется не одна сотня квалифицированных и способных
администраторов. В децентрализованной системе они смогут применить свои методы,
потому что поговорить о них с директором и получить от него одобрение намного
проще, чем с региональным или тем более федеральным министром образования. В
централизованной системе их предложения могут быть услышаны только случайно.
Чиновникам нужно лишь правильно измерять и анализировать результаты
деятельности школ, а также публиковать детальную статистику, чтобы снизить
уровень коррупции при распределении финансов. Допустим, школа получает высокие
баллы. Но кто ее ученики? Дети из хорошо образованных и состоятельных семей?
Тогда, возможно, добавленная стоимость от обучения в этой школе не так велика,
как кажется на первый взгляд. Или же это дети не из самых богатых семей с
посредственно образованными родителями? Тогда опыт этой школы заслуживает
внимательнейшего изучения и, возможно, тиражирования – в виде методик и
семинаров. Впрочем, и тиражирование может произойти самостоятельно, если
отстающие школы мотивированы перенимать успешный опыт и обмениваются им при
помощи конференций в рамках профессиональных ассоциаций. В децентрализованной
системе власть является скорее партнером школ, а не начальником.
Проблема, однако, в том, что далеко не всякая школьная система готова
допустить серьезную децентрализацию. Ведь школа нередко выполняет идеологические
функции. Например, в школах могут учить лояльности стране, религии или
политическому режиму. Власти нередко опасаются делегировать эти функции на
места. И если идеологические функции образовательной системы для государства
важны, оно будет стараться сохранить вертикаль и проводить реформы сверху вниз.
Автор: Иван Любимов (по материалам Republic)
Комментарии
Отправить комментарий