Как создать лучшую школу?






Без доверия к учителям и экзаменам образовательная система не может развиваться.

Андреас Шляйхер, создатель теста PISA, международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, описал свой опыт в книге «Мировой класс. Как построить школьную систему XXI века» (World Class. How to Build a 21st-Century School System). Книга есть в открытом доступе на сайте ОЭСР.
  • В ходе поездок, связанных с развитием теста PISA, Шляйхер познакомился с системами школьного образования в 70 странах. Он в подробностях изучил изменения в образовательной политике, которые следовали за публикацией результатов теста, за последние 18 лет.
  • Тесты раз в три года проходят 15-летние подростки по трем направлениям – чтение, математика и естественные науки. В первом тестировании, результаты которого были опубликованы в 2001 году, участвовало 28 стран. Сегодня участвуют 90 стран, представляющих 80% глобальной экономики.
  • Важнейшим результатом минувших 18 ⁠лет Шлейхер считает то, что школьные системы могут меняться к лучшемудаже на небольших промежутках времени.
  • Уровень расходов на школьное ⁠образование не имеет критического значения. По достижениинакопленных инвестиций в школьную систему на уровне $50 000 на учащегося от ⁠6 до 15 лет результаты перестают зависетьот расходов. Россия перешла этот порог, но показывает результаты ниже среднего по ОЭСР, впрочем – выше среднего среди участников со всего мира. Япония, с расходами около $90 000 на учащегося, показывает результаты значительно выше Люксембурга с его почти $190 000 на ученика.
  • Один из ключевых секретов успеха – способность государства сделать профессию учителя привлекательной в финансовом, социальном и интеллектуальном отношении. На результатах PISA сказываются не только высокие зарплаты учителей, но ощущение нужности для общества, признание их заслуг.
  • Шляйхер отмечает одно важное обстоятельство, касающееся России. На протяжении минувших 30 или более лет доверие к результатам экзаменов и научным степеням в стране было утрачено. Без доверия к экзаменам образовательная система не может развиваться. Грамотная и компетентная с образовательной точки зрения организация ЕГЭ позволила в значительной степени восстановить доверие к результатам экзаменов – хвалит Шлейхер российских коллег.

Результаты российских школьников по естественным наукам – 32 место из 70; по математической грамотности – 23-е; по читательской грамотности – 26-е. Тройка лидеров по естественным наукам – Сингапур, Япония, Эстония; по математике – Сингапур, Гонконг, Макао; по чтению – Сингапур, Гонконг, Канада. Результаты последнего по времени теста были опубликованы в 2016 году. 

По материалам сетевого издания Republic. 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Почему образование Сингапура считают одним из лучших?