Предприниматели и образование // часть 3
Завершаем публиковать материал о предпринимателях, которые участвую в изменении системы образования в России и в мире.
Давид Ян, основатель группы компаний ABBYY, сооснователь образовательного фонда «Айб»
Идея
создать школу «Айб» появилась у моих одноклассников по ереванской физматшколе и
одногруппников по физтеху. Мы хотели возродить физматшколу, которая после
распада СССР переживала не лучшие времена. Она определила судьбы людей, их
успех в будущем. Мы чувствовали долг перед ней и хотели сделать что-то классное
и полезное. В итоге решили делать частную школу и помогать учебным заведениям
Армении.
Наша
делегация несколько лет ездила по лучшим школам мира, смотрела методику, практики,
собирала учебные материалы. В результате мы попытались собрать лучшее, что
известно об образовательном процессе.
В
2011 году в Ереване мы открыли школу «Айб». Там дети могут сами выбирать набор
предметов, хотя есть несколько обязательных. Учеба проходит только по
индивидуальной программе. Главное – обучение происходит на практике. Например,
история изучается в представлениях, ролевых играх. Или одни дети выбирают
театральное искусство, а другие – видеомонтаж, в итоге они вместе будут снимать
фильм.
С
11-го класса (в Армении дети учатся до 12-го класса.) все ученики занимаются
практической деятельностью в группах под руководством специалистов. Все проекты
реальные, ориентированные на практический результат. Два из них готовятся к
акселераторам, идут переговоры с инвесторами. Первый – получение
биоразлагаемого пластика из крахмала, доступного в Армении сырья. Второй –
фотокаталог с рецептами блюд армянской кухни. Их планируется продавать
туристам, а потом сделать онлайн-магазин по продаже ингредиентов, которые можно
купить только в Армении.
Чтобы
поступить в «Айб», нужно сдать экзамены и пройти собеседование. У тех, кто уже
окончил, например, среднюю школу и поступает в старшую, нет никаких привилегий.
Наоборот – экзамены для них сложнее, чем для тех, кто поступает из других школ.
К своим ученикам мы предъявляем более высокие требования.
Территория
школы – семь гектаров, на них будет построено 11 зданий. Сейчас достроили
третий учебный корпус. В будущем появятся корпуса для проживания иностранных
студентов и преподавателей из-за рубежа. Так что географическое присутствие
расширится. Сейчас в «Айбе» 400 детей и 120 преподавателей. В основном они из
соответствующей сферы. То есть если это физика, то преподаватель – действующий
физик. Если биология – тоже ученый в этой области.
В
школе учатся и иностранные ученики – это дети из диаспоры или из семей, где
один из родителей армянин. Один из главных мотиваторов для переезда в Армению –
получение высококачественного образования в среде, где индивидуальность
раскрывается вместе с сохранением национальной идентичности. На сегодняшний
день в школе учится примерно 10% таких учеников.
После
появления третьего корпуса мы смогли предложить детям заниматься практическим
творчеством – например, что-то вязать. И на входе установили знак, что
запрещено пользоваться мобильными устройствами. Мы хотим сделать анклавы без
интернета, но все равно у нас много технологических центров. Например, центр
легороботики. Там дети могут построить роботов из Lego, запрограммировать их,
устраивать конкурсы и соревнования. Еще один корпус – «фаблаб», построенный
вместе с MIT. Там есть все необходимые станки для обработки материалов и
3D-печати. Можно создать любую технику, например дроны.
С
2013 года у школы уже пять поколений выпускников – это 228 человек; 36 человек
сейчас учатся в престижных вузах по всему миру. В России (МФТИ, ВШЭ, МГИМО,
МГТУ им. Баумана), Великобритании (Кембриджский университет, Кингс-колледж,
Лондонский университет), США (Калифорнийский университет в Беркли,
Калифорнийский университет в Сан-Диего, Колумбийский университет). И в других
странах – Бельгии, Италии, Франции, Сингапуре, Китае, Нидерландах, Чехии,
Канаде, Польше и Греции.
Больше
всего выпускников получают образование в сфере математики и вычислительных
наук. Далее по популярности идут медицина, естественные науки, медиа,
коммуникация и языки. Остальные направления – право, искусство, архитектура,
экономика и финансы.
И
еще очень важна среда. В физтехе нас, студентов, на 80% делали не
преподаватели, а мы сами. Ты сильнее хочешь учиться и двигаться вперед, если
вокруг тебя такие же ребята. В начале 90-х в физтехе не было слова «ботаник».
Было только слово «секан» – так называли человека, который сечет, такая высшая
похвала.
Образование
пойдет в сторону онлайна, альтернативной и дополненной реальности. Параллельно
будет развиваться удаленное образование. Мир сейчас движется очень быстро.
По материал Republic
Комментарии
Отправить комментарий