Предприниматели и образование // часть 3





Завершаем публиковать материал о предпринимателях, которые участвую в изменении системы образования в России и в мире.



Давид Ян, основатель группы компаний ABBYY, сооснователь образовательного фонда «Айб»



Идея создать школу «Айб» появилась у моих одноклассников по ереванской физматшколе и одногруппников по физтеху. Мы хотели возродить физматшколу, которая после распада СССР переживала не лучшие времена. Она определила судьбы людей, их успех в будущем. Мы чувствовали долг перед ней и хотели сделать что-то классное и полезное. В итоге решили делать частную школу и помогать учебным заведениям Армении.

Наша делегация несколько лет ездила по лучшим школам мира, смотрела методику, практики, собирала учебные материалы. В результате мы попытались собрать лучшее, что известно об образовательном процессе.

В 2011 году в Ереване мы открыли школу «Айб». Там дети могут сами выбирать набор предметов, хотя есть несколько обязательных. Учеба проходит только по индивидуальной программе. Главное – обучение происходит на практике. Например, история изучается в представлениях, ролевых играх. Или одни дети выбирают театральное искусство, а другие – видеомонтаж, в итоге они вместе будут снимать фильм.

С 11-го класса (в Армении дети учатся до 12-го класса.) все ученики занимаются практической деятельностью в группах под руководством специалистов. Все проекты реальные, ориентированные на практический результат. Два из них готовятся к акселераторам, идут переговоры с инвесторами. Первый – получение биоразлагаемого пластика из крахмала, доступного в Армении сырья. Второй – фотокаталог с рецептами блюд армянской кухни. Их планируется продавать туристам, а потом сделать онлайн-магазин по продаже ингредиентов, которые можно купить только в Армении.

Чтобы поступить в «Айб», нужно сдать экзамены и пройти собеседование. У тех, кто уже окончил, например, среднюю школу и поступает в старшую, нет никаких привилегий. Наоборот – экзамены для них сложнее, чем для тех, кто поступает из других школ. К своим ученикам мы предъявляем более высокие требования.

Обучение стоит $6000 в год. Как только появляется список поступивших, мы предлагаем всем, кто не может оплатить полную стоимость обучения, обратиться за финансовой помощью в фонд «Айб». В старшей школе 70% учеников учатся на стипендиях.

Территория школы – семь гектаров, на них будет построено 11 зданий. Сейчас достроили третий учебный корпус. В будущем появятся корпуса для проживания иностранных студентов и преподавателей из-за рубежа. Так что географическое присутствие расширится. Сейчас в «Айбе» 400 детей и 120 преподавателей. В основном они из соответствующей сферы. То есть если это физика, то преподаватель – действующий физик. Если биология – тоже ученый в этой области.

В школе учатся и иностранные ученики – это дети из диаспоры или из семей, где один из родителей армянин. Один из главных мотиваторов для переезда в Армению – получение высококачественного образования в среде, где индивидуальность раскрывается вместе с сохранением национальной идентичности. На сегодняшний день в школе учится примерно 10% таких учеников.

После появления третьего корпуса мы смогли предложить детям заниматься практическим творчеством – например, что-то вязать. И на входе установили знак, что запрещено пользоваться мобильными устройствами. Мы хотим сделать анклавы без интернета, но все равно у нас много технологических центров. Например, центр легороботики. Там дети могут построить роботов из Lego, запрограммировать их, устраивать конкурсы и соревнования. Еще один корпус – «фаблаб», построенный вместе с MIT. Там есть все необходимые станки для обработки материалов и 3D-печати. Можно создать любую технику, например дроны.

С 2013 года у школы уже пять поколений выпускников – это 228 человек; 36 человек сейчас учатся в престижных вузах по всему миру. В России (МФТИ, ВШЭ, МГИМО, МГТУ им. Баумана), Великобритании (Кембриджский университет, Кингс-колледж, Лондонский университет), США (Калифорнийский университет в Беркли, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Колумбийский университет). И в других странах – Бельгии, Италии, Франции, Сингапуре, Китае, Нидерландах, Чехии, Канаде, Польше и Греции.

Больше всего выпускников получают образование в сфере математики и вычислительных наук. Далее по популярности идут медицина, естественные науки, медиа, коммуникация и языки. Остальные направления – право, искусство, архитектура, экономика и финансы.

Идеальное образование должно быть таким, чтобы дети с интересом изучали предмет. Чтобы это получилось, надо начинать в игровой форме. Но, на мой взгляд, должен быть баланс, потому что одной игрой совершенства достичь нельзя. Нужно старание и умение. Малкольм Гладуэлл в своей книге говорит, что нужно десять тысяч часов для того, чтобы стать профессионалом в своей области. Но нельзя заставить человека десять тысяч часов играть на скрипке или решать задачи. Должна быть комбинация. Сначала нужно в интерактивной форме увлечь детей в разные аспекты будущей жизни: рассказать про предпринимательство, экономику, творческие сферы, программирование. И дальше все будет зависеть от генетики. У разных людей по-разному резонируют разные области. Если у человека какая-то область не резонирует, он получает самые базовые знания. Если что-то резонирует – он втягивается и начинает работать. Необходимость и желание – это и есть те самые десять тысяч часов тренировки.

И еще очень важна среда. В физтехе нас, студентов, на 80% делали не преподаватели, а мы сами. Ты сильнее хочешь учиться и двигаться вперед, если вокруг тебя такие же ребята. В начале 90-х в физтехе не было слова «ботаник». Было только слово «секан» – так называли человека, который сечет, такая высшая похвала.

Образование пойдет в сторону онлайна, альтернативной и дополненной реальности. Параллельно будет развиваться удаленное образование. Мир сейчас движется очень быстро.

По материал Republic

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом