В какое время должна начинаться учеба?






Нейробиологи считают, что у подростков иной циркадный ритм: по утрам им нужно спать дольше




Американцы ассоциируют сон с ленью, считает колумнистка Bloomberg Фэй Флэм. Но они неправы: количество времени, отданное сну, и лень вообще никак не связаны. Некоторые могут есть больше, чем им нужно, но лишь немногие физически и психически здоровые люди будут спать дольше, чем требуется их организму, утверждают сомнологи. Впрочем, нам, людям, спать нужно сравнительно много.

Мы порой любим шутить: выспимся на том свете. Однако научные исследования все чаще показывают, что именно недосып делает еще живого человека «наполовину мертвым» – менее способным к учебе и менее продуктивным на работе. Невыспавшийся хуже запоминает и реже принимает верные решения, а также медленнее реагирует.

Несмотря на эти данные, одна из самых контрпродуктивных привычек взрослых – принуждать подростков просыпаться ни свет ни заря, чтобы успеть в школу. Вытаскивая себя из постели по звонку будильника, подростки познают необходимость принесения жертв и лишений, но вряд ли освоят математику, литературу и историю. Большинство тинейджеров проводят целый день в школе, за домашней работой, в спортивных кружках и за подготовкой к вузу – и все это не высыпаясь. Хроническая депривация сна увеличивает риск появления у них физических и психических проблем, вследствие чего многие эксперты настаивают на переносе начала занятий на более позднее время.

В 2014 году Американская ⁠академия педиатрии в своем официальном заявлении обратилась к руководствам школ с просьбой о переносе ⁠начала занятий в средних и старших классах на 8:30 утра ⁠или еще более позднее время (во многих учебных ⁠заведениях уроки начинаются еще до 8 часов). Однако согласно данным Национального ⁠центра статистики образования США, всего лишь ⁠17% публичных школ согласились прислушаться к педиатрам.

Нейробиолог из Университета Вашингтона Орасио де ла Иглесиа утверждает, что у подростков другой циркадный ритм, чем у детей или взрослых. Подросткам необходимо ежедневно спать около 9 часов, но удается это лишь немногим. А когда они проходят через пубертатный период, их организм хочет бодрствовать до полуночи и вставать позже 8 утра – вот их естественный биоритм. Если родители думают, что подростки должны отходить ко сну в 10 вечера, они ошибаются. В это время тинейджеры просто лежат в постели и не могут заснуть. Вставать в 6:30 утра для подростка – то же самое, что подъем в 4:30 для взрослого.

Но если разрешить тинейджерам спать, сколько им захочется, как это скажется на учебе? Де ла Иглесиа и его коллеги смогли получить ответ на этот вопрос, когда некоторые школы в округе Сиэтла 2 года назад перенесли начало занятий с 7:50 на более гуманные 8:45 утра. Биологи изучали группу учащихся из двух школ до переноса начала занятий и после. Исследователи снабдили учеников наручными датчиками движения, решив, что это более точный источник измерения сна, чем самостоятельное предоставление ими данных. Распространено мнение, говорит Иглесиа, что тинейджеры ленивы, и если разрешить им спать допоздна, они будут ложиться намного позже. Но исследователи пришли к иному выводу.

Те, кто начинал учиться позже, ложились спать примерно в то же время, к которому привыкли, засыпали в то же время и в среднем спали на 35 минут дольше. По оценке де ла Иглесиа, исследование показало значительное увеличение продолжительности сна – ведь для организма подростка дополнительные минуты сна по утрам очень важны. Кроме того, теперь школьники начали просыпаться в естественное для их организма время, и это не замедлило сказаться на успеваемости.

Оценки улучшились в обеих школах, а ученики начали приходить на учебу вовремя. По словам де ла Иглесиа, возможно, это связано с тем, что у их родителей работа начинается рано утром, поэтому всю ответственность за своевременный приход в школу они возложили на детей. Результаты исследования были опубликованы 12 декабря в журнале Science Advances.

О контрпродуктивном отношении ко сну, которое все еще распространено в обществе, недавно рассказал профессор биологии Чарльз Чейслер из Гарвардской медицинской школы. По его словам, раньше в армии лишали солдат сна, предполагая, что это «натренирует» их способность справляться с депривацией сна в боевых условиях. Но это – безумная идея. Чейслер считает, что это то же самое, что заставлять людей голодать, чтобы подготовить их к возможной нехватке еды. 

По данным Чейслера, до 1910 года занятия в американских школах начинались в 9 утра. Эксперты в то время настаивали, что Штаты не должны повторять ошибки немецкой и британской систем образования – в школах этих стран занятия стартовали в 7 или 7:30. То, что теперь начало занятий в американских школах сползло на раннее время, мешает ученикам полностью реализовать свой потенциал, который они бы реализовали, выспавшись, настаивает Чейслер. 

Рассказывать людям о важности своевременного сна – один из наиболее экономных способов улучшить состояние здоровья населения. К сожалению, многие люди не признают тот факт, что их продуктивность снизилась – они уверены, что у них все в порядке. Неспособность к адекватной самооценке – еще один побочный эффект нехватки сна, предупреждает де ла Иглесиа.

По материалам Republic




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом