В какое время должна начинаться учеба?
Нейробиологи
считают, что у подростков иной циркадный ритм: по утрам им нужно спать дольше
Американцы
ассоциируют сон с ленью, считает
колумнистка Bloomberg Фэй Флэм. Но они неправы: количество времени, отданное
сну, и лень вообще никак не связаны. Некоторые могут есть больше, чем им нужно,
но лишь немногие физически и психически здоровые люди будут спать дольше, чем
требуется их организму, утверждают сомнологи. Впрочем, нам, людям, спать нужно
сравнительно много.
Мы порой
любим шутить: выспимся на том свете. Однако научные исследования все чаще
показывают, что именно недосып делает еще живого человека «наполовину мертвым»
– менее способным к учебе и менее продуктивным на
работе. Невыспавшийся хуже запоминает и реже принимает верные решения, а также
медленнее реагирует.
Несмотря на
эти данные, одна из самых контрпродуктивных привычек взрослых – принуждать
подростков просыпаться ни свет ни заря, чтобы успеть в школу. Вытаскивая себя
из постели по звонку будильника, подростки познают необходимость принесения
жертв и лишений, но вряд ли освоят математику, литературу и историю.
Большинство тинейджеров проводят целый день в школе, за домашней работой, в
спортивных кружках и за подготовкой к вузу – и все это не высыпаясь.
Хроническая депривация сна увеличивает риск появления у них
физических и психических проблем, вследствие чего многие эксперты настаивают на
переносе начала занятий на более позднее время.
В 2014 году
Американская академия педиатрии в своем официальном заявлении обратилась к
руководствам школ с просьбой о переносе начала занятий в средних и старших
классах на 8:30 утра или еще более позднее время (во многих учебных
заведениях уроки начинаются еще до 8 часов). Однако согласно данным
Национального центра статистики образования США, всего лишь 17%
публичных школ согласились прислушаться к педиатрам.
Нейробиолог
из Университета Вашингтона Орасио де ла Иглесиа утверждает, что у подростков
другой циркадный ритм, чем у детей или взрослых. Подросткам необходимо
ежедневно спать около 9 часов, но удается это лишь немногим. А когда они
проходят через пубертатный период, их организм хочет бодрствовать до полуночи и
вставать позже 8 утра – вот их естественный биоритм. Если родители думают, что
подростки должны отходить ко сну в 10 вечера, они ошибаются. В это время тинейджеры
просто лежат в постели и не могут заснуть. Вставать в 6:30 утра для подростка –
то же самое, что подъем в 4:30 для взрослого.
Но если
разрешить тинейджерам спать, сколько им захочется, как это скажется на учебе?
Де ла Иглесиа и его коллеги смогли получить ответ на этот вопрос, когда
некоторые школы в округе Сиэтла 2 года назад перенесли начало занятий с 7:50 на
более гуманные 8:45 утра. Биологи изучали группу учащихся из двух школ до
переноса начала занятий и после. Исследователи снабдили учеников наручными
датчиками движения, решив, что это более точный источник измерения сна, чем
самостоятельное предоставление ими данных. Распространено мнение, говорит
Иглесиа, что тинейджеры ленивы, и если разрешить им спать допоздна, они будут
ложиться намного позже. Но исследователи пришли к иному выводу.
Те, кто
начинал учиться позже, ложились спать примерно в то же время, к которому
привыкли, засыпали в то же время и в среднем спали на 35 минут дольше. По
оценке де ла Иглесиа, исследование показало значительное увеличение
продолжительности сна – ведь для организма подростка дополнительные минуты сна
по утрам очень важны. Кроме того, теперь школьники начали просыпаться в
естественное для их организма время, и это не замедлило сказаться на
успеваемости.
Оценки
улучшились в обеих школах, а ученики начали приходить на учебу вовремя. По
словам де ла Иглесиа, возможно, это связано с тем, что у их родителей работа
начинается рано утром, поэтому всю ответственность за своевременный приход в
школу они возложили на детей. Результаты исследования были опубликованы 12 декабря в журнале
Science Advances.
О
контрпродуктивном отношении ко сну, которое все еще распространено в обществе,
недавно рассказал
профессор биологии Чарльз Чейслер из Гарвардской медицинской школы. По его
словам, раньше в армии лишали солдат сна, предполагая, что это «натренирует» их
способность справляться с депривацией сна в боевых условиях. Но это – безумная
идея. Чейслер считает, что это то же самое, что заставлять людей голодать,
чтобы подготовить их к возможной нехватке еды.
По данным
Чейслера, до 1910 года занятия в американских школах начинались в 9 утра.
Эксперты в то время настаивали, что Штаты не должны повторять ошибки немецкой и
британской систем образования – в школах этих стран занятия стартовали в 7 или
7:30. То, что теперь начало занятий в американских школах сползло на раннее
время, мешает ученикам полностью реализовать свой потенциал, который они бы
реализовали, выспавшись, настаивает Чейслер.
Рассказывать
людям о важности своевременного сна – один из наиболее экономных способов
улучшить состояние здоровья населения. К сожалению, многие люди не признают тот
факт, что их продуктивность снизилась – они уверены, что у них все в порядке.
Неспособность к адекватной самооценке – еще один побочный эффект нехватки сна,
предупреждает де ла Иглесиа.
По материалам Republic
Комментарии
Отправить комментарий