Двоечников не бывает. Может ли школа существовать без отметок?



Балльная система для оценки знаний придумана давно, но новым реалиям она не отвечает 

Система школьных оценок так глубоко укоренилась, что зачастую через нее дается оценка не просто знаниям, а человеку в целом: он по жизни троечник; она же – отличница. В США похожие проблемы, правда, вместо балльной системы там буквенная: «А» соответствует российской пятерке, «F» – единице. В последнее время эффективность такой системы для оценки успехов в обучении все чаще подвергается сомнению: она слишком груба, не учитывает многих важных составляющих образовательного процесса и может вредить мотивации. «Несколько букв – чудовищно неэффективный способ для описания ума», – считает Брор Саксберг, известный исследователь в области образования и вице-президент по обучению в Chan Zuckerberg Initiative, проекте Марка Цукерберга и его жены Присциллы Чан.

Согласно новым представлениям, школам и другим учебным заведениям нужен способ оценки, который будет отражать весь спектр успеваемости – знания, поведение, способности, участие в работе во время урока и так далее. Именно это, считают сторонники отмены оценок, позволит школе соответствовать тому, к чему она готовит, – взрослой жизни, в которой успех никогда не измеряется одним баллом. О том, как педагоги ищут альтернативу, пишет Quartz.

Чем плохи двойки и пятерки

В 2016 году группа американских исследователей проанализировала результаты научных работ по балльной системе, написанные за последние 100 лет. Ученые выяснили, что оценки школьников и студентов только на 25% зависят от академических знаний. Остальные 75% складываются из огромного количества прочих переменных социального и эмоционального интеллекта, активности и желания участвовать в обсуждении, явки на занятия.

Все вместе это можно назвать показателем школьного успеха. Такие «лишние» составляющие оценки – это, по большому счету, именно те качества, которые после школы и университета будет ценить работодатель: прилежность, обязательность, надежность, способность управлять своим временем. Таким образом, по мнению исследователей, школьные оценки справляются со своей задачей: измеряют и предсказывают будущий успех.

Однако в этой условности балла скрываются и проблемы. «Если бы кто-то предложил смешать и выразить в одной цифре или букве вес, рост, образ питания и уровень физической нагрузки, это было бы смешно, – подчеркивает Томас Гаски, преподаватель из Университета Кентукки. – Как комбинация таких разных значений может о чем-то говорить?» И все же ежедневно по всему миру преподаватели смешивают массу характеристик учеников в единственный символ.

Есть и другие проблемы. Оценки вызывают соперничество между учащимися, в котором целью становятся сами отметки, а не новые знания. Это может мотивировать к учебе тех, кто учится на «хорошо» и «отлично», но вот доказательств, что обладатели плохих отметок тоже будут стараться больше, немного. По мнению американских исследователей Джеффри Шинске и Кимберли Тэннер, вместо того, чтобы стимулировать интерес к учебе, отметки поощряют страхи: получить низкий балл, быть наказанным, оказаться хуже сверстников – все это не добавляет желания учиться.

Наконец, система из нескольких баллов и учителям мешает быть более креативными и искать новые подходы к преподаванию и ученикам. Многие педагоги сегодня называют отметки бессмысленными. «Они слабая замена тому, что мы действительно ценим, – готовности наших детей к будущему. Нам нужно найти инструмент оценки, который покажет, насколько они готовы к вызовам, которые ставит XXI век», – говорит эксперт по образованию из Брукингского института Эстер Кэр.

Новая система

Сторонники поиска нового подхода к оценке знаний и прогресса в обучении подчеркивают, что балльная шкала не должна позволять учащимся замаскировать свой уровень понимания материала другими факторами – посещаемостью, старательностью или чем-то еще. Чтобы этого не происходило, многие преподаватели и исследователи предлагают ввести «шкалу стандартов», в которой то, из чего негласно складываются сегодняшние отметки, будет «легализовано»: появятся отдельные шкалы для оценки способностей к запоминанию, умения разбираться в материале, поведения и так далее.

Процесс отказа от двоек и пятерок сложнее, чем кажется, признается учитель средних классов Мэри Лоулор. В небольшой частной школе в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США) эксперимент по смене системы оказался тяжелым и для учителей, и для учащихся и их родителей. Требуется менять не только отметки, но и программу обучения, инструкции для преподавателей, а главное – необходимо, чтобы все участники процесса понимали, как работает новая система.

В школе в Солт-Лейк-Сити учеников оценивают по трем критериям: академические успехи (понимание учебного материала), продуктивность (упорство, способность находить решения проблем и доводить работу до конца) и общественный вклад (интерес к обучению, вовлеченность, способность к эмпатии, уважение). Для каждой категории придумали четыре возможных оценки: превосходит ожидания, соответствует им, близок к ожиданиям, не удовлетворяет им.

Как пишет Quartz, даже в условиях трех переменных возникло множество проблем. Как оценивать выполнение домашнего задания – с точки зрения владения предметом или продуктивности? Как отследить прогресс ученика? Учащиеся жаловались, что оценки «соответствует» и «близок к ожиданиям» слишком сложно улучшить (в результате для них ввели дополнительные степени: с плюсом и с минусом). Родители оказались недовольны тем, что стало «слишком много букв, где же баллы?». Некоторые посчитали, что новая система еще более субъективна, чем старая, и не сможет подготовить детей к требованиям старшей школы. Наконец, для учеников было непривычно то, что без оценок им сложно сравнивать себя и друг с другом и особенно со сверстниками из других школ.

Тем не менее, по словам учителей, положительный эффект отмены баллов пока перевешивает недостатки. В Солт-Лейк-Сити не раскрывают результатов стандартизированных тестов, по которым традиционно измеряется успеваемость в США, но утверждают, что ухудшения не произошло. При этом, пишет Quartz, учителя сообщают об укреплении дисциплины на занятиях и усилении у учеников заинтересованности в собственном обучении. По словам 13-летнего подростка, новая система помогла ему понять, над чем именно ему следует больше работать. Из-за этого, отмечают преподаватели, повышается и удовлетворенность от учебы: когда школьники видят, что нужно улучшить и у них это получается, учеба оставляет больше радости и появляется желание добиваться большего.

Что немаловажно, говорит Лоулор, новая система и учителям позволяет стать лучше: они сами учатся точнее объяснять подопечным, что от них требуется, чтобы добиться результата; раньше ученики зачастую не задавали этих вопросов, потому что знали, что требуется «просто» набрать более высокий балл.

Без оценок

Мотивация – ключевая причина, по которой от оценок отказалась Протестантская школа центрального Берлина. Здесь, писала Guardian, не выставляют отметки ученикам до 15 лет, нет конкретного расписания и привычных учительских монологов на уроках. Дети могут самостоятельно выбирать, какой предмет изучать в те или иные дни (обязательных только четыре: математика, немецкий, английский и социальные науки) и решать, когда сдавать экзамен. Поощряются индивидуальные проекты: вместо стандартного теста ученики, к примеру, пишут код для компьютерной игры

Смысл этих инноваций объясняется так: требования рынка труда меняются, смартфоны и интернет меняют то, как дети обрабатывают информацию, и школа должна меняться соответственно. Сегодня самое важное, чему можно научить человека, – самостоятельно находить мотивацию. «Миссия современной школы – подготовить молодых людей к тому, чтобы справляться с переменами или еще лучше – с удовольствием встречать перемены, – говорит завуч берлинской школы Маргрет Расфельд. – В XXI веке школы должны считать своей задачей развитие сильной личности». 

Благодаря этому, отмечает Guardian, Протестантскую школу центрального Берлина называют самой интересной школой Германии. Насколько можно судить, свободное расписание никак не навредило академической подготовке учеников, скорее наоборот: несколько лет подряд учебное заведение показывает одни из лучших результатов среди общеобразовательных школ, в 2015 году средний балл ее выпускников был эквивалентен четверке. 

В большинстве стран, в том числе и в России, чаще всего на эксперимент по отмене баллов решаются младшие и средние школы – им проще внести изменения в образовательную программу. Однако альтернативную систему оценки успехов учащихся тестируют и высшие учебные заведения. Так, в США целый ряд колледжей и университетов начинают искать критерии, которые будут отражать индивидуальные особенности, способности и сильные стороны студентов. Некоторые, например Рид-колледж в Портленде (штат Орегон), который причисляют к «новой Лиге плюща», продолжают вести учет и в традиционных отметках, но их не показывают студентам. Престижный Брауновский университет позволяет учащимся самим выбирать систему, по которой будут оцениваться их знания: обычные A, B, C (F, то есть двойки не ставят) или «удовлетворительно»/«неудовлетворительно»; при этом студенты имеют право запросить у преподавателей развернутую оценку их успехов и рекомендаций для дальнейшего развития. В университете считается, что внешний наблюдатель – например, работодатель – сможет составить более верное представление о способностях, знаниях и личных качествах студентов по портфолио их работ и достижений, которое они собирают в ходе обучения.

В Гэмпширском колледже (штат Массачусетс) не только не выставляют отметки (вместо этого студенты получают для своих проектов развернутые характеристики от преподавателей), но и не используют их при приеме: опыт учебного заведения показал, что баллы стандартизированных тестов не коррелируют с будущими успехами в обучении. В колледже придерживаются философии, по которой школа должна быть приближена к тому, к чему она готовит, – работе в компании или другой организации. Работодатель не оценивает сотрудника пятерками и двойками, подчеркивает директор Гэмпширского колледжа Джонатан Лэш, – он смотрит на способность эффективно выполнять задачи, ставить цели и решать проблемы, на аналитические и исследовательские навыки, способность принимать критику и работать над собой.

По материалам Republic

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом