Обучение эмоциям и уроки без учителей. Как будет устроена школа будущего
Чему и как учат с младших классов в самых прогрессивных
учебных заведениях
Окончив вуз, люди часто идут работать не по специальности, а потом с
разочарованием думают, что несколько лет обучения и диплом им в жизни никак не
пригодились. Сказать то же про школьное образование труднее – школа закладывает
в нас видение окружающего мира и происходящих в нем процессов, учит общаться с
другими людьми, достигать своих целей – и все это происходит во время
становления личности маленького человека, то есть в важнейший период его жизни.
Привычная нам немецкая модель образования нацелена на развитие у школьника
академических навыков и знаний. Но с развитием технологий эта система устаревает
и уже не помогает выпускнику школы эффективно существовать в современном мире.
Теперь, чтобы правильно подготовить ребенка к взрослой жизни, школам приходится
перестраивать работу, в том числе делегировав гораздо большую часть контроля
над образовательным процессом самим ученикам. Делать это учителям страшно и
непросто, но на Западе появляется все больше школ, основанных на новых
принципах. Об их опыте и о том, чему сейчас действительно необходимо учить
ребенка, рассказывает Quartz.
Эмоции важнее технологий
Одна из главных причин, вынуждающих переосмыслить школьное образование, –
скорость развития технологий. Она растет так быстро, что лишь недавно
созданные рабочие места закрываются из-за автоматизации всего через десяток
лет. А это примерно равно времени, которое ребенок проводит в школе.
Какие данные будут самыми необходимыми в XXI веке, пока сказать трудно, и
многие представители образовательных учреждений ощущают себя потерянными в этом
вопросе. Чтобы их сориентировать, существуют такие проекты, как Partnership for
21st Century Learning (P21), который помогает
школам и местным образовательным органам в девятнадцати американских штатах
составлять более современные учебные программы. Исследования показывают, что важное место в этих программах
должно занимать обучение общественной и эмоциональной жизни.
Еще в 2010 году исследование ученых из Мичиганского университета показало: у современных студентов эмпатия развита
почти в два раза меньше, чем у их сверстников в 1980–1990-х годах (фактически
их родителей). По мнению специалистов, именно потеря молодым поколением
способности сопереживать другим и зацикленность на себе усиливается благодаря
соцсетям и другим достижениям digital-эпохи и приводит к развитию
распространенных среди молодых людей проблем с психикой – например, депрессии.
Все это, безусловно, сказывается и на успеваемости в учебе, и на самой
жизни. Участие в программах по социальному и эмоциональному обучению (social
and emotional learning) на протяжении всей учебы в школе в среднем повышает
успеваемость учеников на 11%, показало исследование ученых из Чикагского
университета. В Дании – стране с самым счастливым населением – школьные программы
всех классов включают час в неделю, посвященный развитию у детей
эмпатии.
Независимость с младших классов
Авторы книги о научном подходе к воспитанию «успешных
детей» Кэти Хирш-Пасека и Роберта Голинкофф определили шесть главных
качеств, которые связаны между собой, – это способность к сотрудничеству,
коммуникативность, способность осмыслять, критически мыслить, творить и быть
уверенным в себе. Прогрессивные педагоги в разных странах могут расходиться в
видении этих качеств, но в целом придерживаются той же линии. В Сингапуре все
больше политиков и граждан выступают за ориентацию школьной программы не на
академическое знание, а на развитие старательности и самодостаточности. В США,
где учителя обычно крайне нетерпимы к проступкам учеников, все больше говорят
о том, что нужно учитывать и психологические аспекты в воспитании школьников.
Одна из самых инновационных образовательных программ в Штатах – в сети
частных школ AltSchool, созданной бывшим сотрудником Google Максом Вентильей.
Учебный процесс в этих школах необычен.
Здесь активно используются гаджеты и под новым углом подаются довольно
банальные задания вроде изучения «Илиады» – например, ученик должен
проанализировать какой-либо мотив в произведении, найти его отражение в тексте,
визуализировать результаты с помощью компьютерных технологий и написать об этом
эссе.У учителей AltSchool нет цели полностью контролировать поведение класса –
они даже рады разбирать экстраординарные случаи непослушания, чтобы в следующий
раз не допустить ошибки в общении с классом.
Потеря полного контроля над учебным процессом пугает учителей, но ученые
считают, что вопрос давно назрел. «Если каждый ребенок осознает, что он сам
хозяин своего образования, и почувствует, что у него самого есть сила
преодолевать препятствия, то и в будущем он сможет решать более серьезные
проблемы», – цитирует Quartz Уэнди Копп, основательницу Teach
For All, некоммерческой организации, развивающей образование в
сорока странах мира.
Западная модель высшего образования уже давно подразумевает, что студенты
могут сами выбирать себе курсы. Теперь же эта идея используется не просто в
школах, а в начальных классах. Например, Cesis New Primary School в Латвии позволяет детям участвовать в разработке своего
учебного плана. Самостоятельность стараются развивать в учениках и в школе Khan Lab
School в Калифорнии: там у детей нет системы оценок, зато они
получают independence levels (уровни независимости), ставя себе учебные задачи,
планируя то, как будут их достигать, и обучаясь либо самостоятельно, либо
вместе с «советниками».
Независимость и уверенность в себе понадобятся детям во взрослой жизни
больше, чем некоторые академические дисциплины. В индийской школе Riverside,
которая входит в десятку лучших по стране, ученики решают проблемы из жизни и
думают, как можно улучшить окружающий мир, – их учат представлять себе
следующую цепочку реализации задуманного: «чувствуй – представляй – делай –
делись с другими», рассказывает Quartz. Ученики Riverside познают значение и
силу перемен и привыкают думать «я могу». Если заложить такой базис во
внутренний мир маленького человека, то в дальнейшем он будет увереннее в своих
силах и сможет противостоять трудностям жизни, а возможно, изменит мир к
лучшему.
По материалам Republic
Комментарии
Отправить комментарий