Обучение эмоциям и уроки без учителей. Как будет устроена школа будущего



Чему и как учат с младших классов в самых прогрессивных учебных заведениях 

Окончив вуз, люди часто идут работать не по специальности, а потом с разочарованием думают, что несколько лет обучения и диплом им в жизни никак не пригодились. Сказать то же про школьное образование труднее – школа закладывает в нас видение окружающего мира и происходящих в нем процессов, учит общаться с другими людьми, достигать своих целей – и все это происходит во время становления личности маленького человека, то есть в важнейший период его жизни.

Привычная нам немецкая модель образования нацелена на развитие у школьника академических навыков и знаний. Но с развитием технологий эта система устаревает и уже не помогает выпускнику школы эффективно существовать в современном мире. Теперь, чтобы правильно подготовить ребенка к взрослой жизни, школам приходится перестраивать работу, в том числе делегировав гораздо большую часть контроля над образовательным процессом самим ученикам. Делать это учителям страшно и непросто, но на Западе появляется все больше школ, основанных на новых принципах. Об их опыте и о том, чему сейчас действительно необходимо учить ребенка, рассказывает Quartz.

Эмоции важнее технологий

Одна из ⁠главных причин, вынуждающих переосмыслить школьное образование, – скорость развития технологий. Она ⁠растет так быстро, что лишь недавно созданные рабочие ⁠места закрываются из-за автоматизации всего через десяток ⁠лет. А это примерно равно времени, которое ребенок проводит в школе. 

Какие данные ⁠будут самыми необходимыми в XXI веке, пока сказать ⁠трудно, и многие представители образовательных учреждений ощущают себя потерянными в этом вопросе. Чтобы их сориентировать, существуют такие проекты, как Partnership for 21st Century Learning (P21), который помогает школам и местным образовательным органам в девятнадцати американских штатах составлять более современные учебные программы. Исследования показывают, что важное место в этих программах должно занимать обучение общественной и эмоциональной жизни.

Еще в 2010 году исследование ученых из Мичиганского университета показало: у современных студентов эмпатия развита почти в два раза меньше, чем у их сверстников в 1980–1990-х годах (фактически их родителей). По мнению специалистов, именно потеря молодым поколением способности сопереживать другим и зацикленность на себе усиливается благодаря соцсетям и другим достижениям digital-эпохи и приводит к развитию распространенных среди молодых людей проблем с психикой – например, депрессии.

Все это, безусловно, сказывается и на успеваемости в учебе, и на самой жизни. Участие в программах по социальному и эмоциональному обучению (social and emotional learning) на протяжении всей учебы в школе в среднем повышает успеваемость учеников на 11%, показало исследование ученых из Чикагского университета. В Дании – стране с самым счастливым населением – школьные программы всех классов включают час в неделю, посвященный развитию у детей эмпатии.

Независимость с младших классов

Авторы книги о научном подходе к воспитанию «успешных детей» Кэти Хирш-Пасека и Роберта Голинкофф определили шесть главных качеств, которые связаны между собой, – это способность к сотрудничеству, коммуникативность, способность осмыслять, критически мыслить, творить и быть уверенным в себе. Прогрессивные педагоги в разных странах могут расходиться в видении этих качеств, но в целом придерживаются той же линии. В Сингапуре все больше политиков и граждан выступают за ориентацию школьной программы не на академическое знание, а на развитие старательности и самодостаточности. В США, где учителя обычно крайне нетерпимы к проступкам учеников, все больше говорят о том, что нужно учитывать и психологические аспекты в воспитании школьников.

Одна из самых инновационных образовательных программ в Штатах – в сети частных школ AltSchool, созданной бывшим сотрудником Google Максом Вентильей. Учебный процесс в этих школах необычен. Здесь активно используются гаджеты и под новым углом подаются довольно банальные задания вроде изучения «Илиады» – например, ученик должен проанализировать какой-либо мотив в произведении, найти его отражение в тексте, визуализировать результаты с помощью компьютерных технологий и написать об этом эссе.У учителей AltSchool нет цели полностью контролировать поведение класса – они даже рады разбирать экстраординарные случаи непослушания, чтобы в следующий раз не допустить ошибки в общении с классом.

Потеря полного контроля над учебным процессом пугает учителей, но ученые считают, что вопрос давно назрел. «Если каждый ребенок осознает, что он сам хозяин своего образования, и почувствует, что у него самого есть сила преодолевать препятствия, то и в будущем он сможет решать более серьезные проблемы», – цитирует Quartz Уэнди Копп, основательницу Teach For All, некоммерческой организации, развивающей образование в сорока странах мира. 

Западная модель высшего образования уже давно подразумевает, что студенты могут сами выбирать себе курсы. Теперь же эта идея используется не просто в школах, а в начальных классах. Например, Cesis New Primary School в Латвии позволяет детям участвовать в разработке своего учебного плана. Самостоятельность стараются развивать в учениках и в школе Khan Lab School в Калифорнии: там у детей нет системы оценок, зато они получают independence levels (уровни независимости), ставя себе учебные задачи, планируя то, как будут их достигать, и обучаясь либо самостоятельно, либо вместе с «советниками».

Независимость и уверенность в себе понадобятся детям во взрослой жизни больше, чем некоторые академические дисциплины. В индийской школе Riverside, которая входит в десятку лучших по стране, ученики решают проблемы из жизни и думают, как можно улучшить окружающий мир, – их учат представлять себе следующую цепочку реализации задуманного: «чувствуй – представляй – делай – делись с другими», рассказывает Quartz. Ученики Riverside познают значение и силу перемен и привыкают думать «я могу». Если заложить такой базис во внутренний мир маленького человека, то в дальнейшем он будет увереннее в своих силах и сможет противостоять трудностям жизни, а возможно, изменит мир к лучшему.

По материалам Republic

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом