Современные подростки – самые «правильные» за последние 40 лет.








Школьники все реже напиваются и вступают в половые связи. Это условия современной культуры 

Семнадцатилетний Кватро Массер никогда не пробовал алкоголь и не работал, у него нет водительских прав (во многих американских штатах удостоверения выдают с 16 лет), и он не ходит на свидания. «Девушка в старшей школе – это что-то очень смешное. Какой в этом смысл? Продолжать встречаться в колледже и в итоге пожениться? Звучит как-то нереалистично», – удивляется юноша.

Когда Кватро рассказали, что раньше подростки специально собирались по вечерам только для того, чтобы напиться, школьник посчитал это чем-то фантастичным и сказал, что никогда не слышал о таких людях.

Сам Кватро с друзьями в свободное время занимается чем-нибудь вроде скалолазания или обсуждения книг. И этот подросток не уникум. Как показали результаты исследования американских ученых, все больше современных тинейджеров подальше отодвигают «обряды посвящения» во взрослую жизнь. Специалисты проанализировали ежегодные опросы молодых американцев с 1976 по 2016 год, в которых в общей сложности участвовали 8,4 млн подростков в возрасте от 13 до 19 лет. Выяснилось, что количество американских школьников, которые пробовали алкоголь, вели половую жизнь или нанимались на работу, за 40 лет существенно снизилось, причем наиболее резкое падение произошло в последнее десятилетие. Газета Chicago Tribune изучила исследование и попыталась найти причины такого поведения современных подростков. 

Безусловно, более половины молодых людей все еще живут «по-старому», но говорить об абсолютном большинстве теперь не приходится. Так, в период с 1976 по 1979 год 86% учеников старшей школы имели отношения, а в промежуток с 2010 по 2015 год – только 63%. За это же время процент подростков, которые когда-либо работали за деньги, снизился с 76% до 55%. Впечатляет и падение показателей среди тех, кто пробовал алкоголь, – с 93% до 67%. Причем снижение произошло вне зависимости от расовых, географических и социально-экономических факторов, что свидетельствует о глобальной тенденции.

«Многие люди объяснят эти ⁠цифры тем, что нынешние подростки более ответственны или, наоборот, более ⁠ленивы или просто стали скучными. Но они упустят ⁠огромный и важный тренд», – считает руководитель исследования, психолог ⁠Джин Твенж. По ее мнению, нынешним детям неинтересны «взрослые» занятия потому, что ⁠окружающая среда больше не обязывает их ⁠это делать.

Согласно общепринятой сегодня теории эволюционной психологии, «стратегия на жизнь» каждого человека замедляется или ускоряется в зависимости от его окружения, и если воздействие «суровой и непредсказуемой» среды приводит к ускоренному развитию, то более богатая ресурсами и безопасная среда оказывает противоположный эффект.

Сто лет назад, когда продолжительность жизни была ниже, а высшее образование не таким распространенным, главной целью было выживание, а не уроки скрипки в пять вечера. «Раньше вы пытались как можно быстрее завести как можно больше детей и ожидали бы от них того же. Вы все время ждали бед и несчастий при минимуме ресурсов», – поясняет Твенж.
При такой «ускоренной» модели мальчик-подросток гораздо раньше задумывается о браке, о вождении автомобиля и об оплачиваемой работе, так как это отвечает ценностям времени и условиям нехватки ресурсов. Но США движутся к «медленной» модели, и уже очевидны изменения в социально-экономическом плане. «Даже в семьях, где родители не учились в колледже, количество детей уменьшается, и идея, что они должны быть тщательно и хорошо воспитаны, укоренена в головах родителей», – говорит Твенж.

Психолог подчеркивает, что отсрочка «взрослой деятельности» никак не может быть связана с увеличением количества домашних заданий или внеучебных занятий: на уроки у подростков сегодня уходит даже меньше времени, чем в девяностых годах, а внешкольным кружкам уделяется столько же внимания. Нельзя считать объяснением и появление смартфонов и интернета, так как тенденция проявилась еще до того, как гаджеты стали широко доступны.

Хотя исследование не затрагивало детей моложе 13 лет, Тренж уверена, что стремление отложить «взрослые дела» зарождается еще в раннем детстве. Количество детей, которые самостоятельно ходят в школу или играют на улице без присмотра взрослых, уменьшается. В последние десятилетия родители гораздо сильнее ограничивают их, и этому способствуют появившиеся в некоторых штатах законы, запрещающие ребенку гулять или находиться по ночам дома без взрослых. Законодательство, кстати, повлияло и на употребление алкоголя: в семидесятых спиртное во многих штатах продавали с 18 лет, сейчас практически везде установлено возрастное ограничение 21 год.

По словам подросткового психиатра Даниэля Сигеля, очень логично, что подростки «реконструируют» свои мозги для адаптации к обществу, которое сильно изменилось с XIX века. «В современной культуре, когда ты сначала идешь в старшую школу, потом в колледж, потом в магистратуру, потом на стажировку и когда ни за что по-настоящему не отвечаешь до конца третьего десятка жизни, твой мозг соответственно реагирует на это», – считает Сигель.
Он добавляет, что положительная или отрицательная оценка этого явления зависит от причины задержек погружения во «взрослую деятельность». «Если задержка нужна для того, чтобы освободить место для творческих исследований и чтобы сформировать больше социальных и эмоциональных связей, то это хорошо. Но если причина в страхе, то это, очевидно, проблема», – подчеркивает психиатр.

Современные тинейджеры отлично понимают, что окружающий мир – серьезная штука и не стоит спешить с погружением в него. Почему бы не оставаться с друзьями как можно дольше и держаться подальше от чего-либо, что приводит к таким тяжелым последствиям, как беременность или венерические заболевания? «Сейчас подростки гораздо лучше осознают возможные последствия своих действий. Они беспокоятся о своей репутации и о своем будущем резюме. В них больше нет прежнего безрассудства, когда ребенок мог бросить школу и присоединиться к движению против войны, ни о чем не думая», – поясняет Стефани Кунц, директор исследования Совета по проблемам современной семьи.

По ее словам, сегодня, когда без обучения в колледже возможностей для построения успешной карьеры стало гораздо меньше, молодые люди больше не могут позволить себе такую беззаботность. Теперь подростки обеспокоены своим будущим не меньше, чем их заботливые родители.

По материалам Republic




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дмитрий Фишбейн: интервью

Интервью детского психолога Юлии Гиппенрейтер

Мать учения. К чему ведет желание учителей побольше задавать на дом